FullHistoria

Подробно о истории

Приложение. Меркантилизм.
Страница 1

История » Значение реформ Петра I » Приложение. Меркантилизм.

Термин "меркантилизм" (от итальянского mercante - торговец, купец) ввел в оборот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозначать систему экономических взглядов, которая, по-видимому, была достаточно широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря некоторым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII веков. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели завершенные очертания.

Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет трактовать меркантилизм не только как теорию, но и как часть определенной культурно-политической традиции.

Дело в том, что меркантилизм был значительным прорывом в культурной традиции феодально-раздробленной Европы и явился экономико-теоретическим обоснованием процесса создания и функционирования национальных государств на принципах политического абсолютизма. В соответствии с этими процессами люди, проживающие на территории того или иного государства, стали рассматриваться как единый общественный организм (нация, народ). Народы конкурируют друг с другом, вступая в хозяйственные отношения. Наиболее распространенной формой экономических отношении между государствами того времени была внешняя торговля. Одна нация продавала другой нации те товары, которые были у нее в избытке, приобретая те товары, которых ей недоставало. Деньги того времени - это прежде всего благородные металлы, и именно в них осуществлялась оценка стоимости товаров и проводились расчеты по торговым операциям. Поэтому естественно, что положительный результат внешней торговли ассоциировался с превышением вывоза над ввозом и фиксировался понятием активного торгового баланса.

В России идеи меркантилизма получили развитие несколько позднее, чем в ряде западноевропейских стран. До XVII в. для них не существовало условий, поскольку в ту пору господствовало натуральное хозяйство, а торговля оставалась локальной и ограниченной. Она и в XVII в. развивалась медленно из-за усиления крепостничества, расширения барщинной системы. Специфика российского меркантилизма связанна с меньшей, по сравнению с западными странами ролью внешней торговли в экономике страны. Русские экономисты заботились в первую очередь об увеличении товарооборота внутри страны.

[1] Термин, часто встречающийся в статьях и полемике русских мыслителей первой половины Х1Х века и восходящий по своему содержанию к современному термину “культура”. Отметим здесь, что термин “культура” стал реально использоваться в русском языке только во второй половине Х1Х века. Его активным проводником в русском языке был журнал П.Боборыкина “Библиотека для чтения”.

Страницы: 1 2

Чувство гражданина сверхдержавы
После начала «холодной войны» мир стал двуполярным. Основным мировым противостоянием стало противостояние двух систем – социализма и капитализма, двух мировых держав – США и СССР. Новая роль страны в мировом сообществе сказалась и на сознании людей. Основной установкой советской пропаганды стало убеждение об упадке капитализма, «загнив ...

Социальное расслоение пореформенной деревни
Еще в крепостную эпоху в деревне стал возникать небольшой слой зажиточных, так называемых "капиталистых" (по тогдаш­ней терминологии) крестьян — ростовщиков, скупщиков, торгов­цев. Вместе с тем увеличивалось и число обедневших крестьян. В пореформенный период этот процесс получил свое дальнейшее раз­витие. Его зафиксировала зе ...

Курманжан-Датка (1811–1907)
Родилась она в семье простого кыргыза кочевника из рода Монгуш на Алае. На 18-м году жизни ее выдали замуж, за человека которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился и она вопреки обычаям, не пошла к мужу, а осталась в Юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек-датка освободил ее от брачного соглашения и сам женил ...