FullHistoria

Подробно о истории

Проблема «выбора веры»
Страница 1

История » Принятие христианства на Руси » Проблема «выбора веры»

«Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным – выбором веры, одухотворившей жизнь народа».[28] Распространив свою власть практически на все славяно – русские земли, Владимир неизбежно выбирал, как сказали бы сегодня «общенациональную политическую программу», которая в то время выражалась в религиозной форме. Русские «искатели веры» - купцы и воины – вполне представляли себе различия основных европейских религий того времени: православия, католичества и ислама. Принятие определённой веры приводило и к ориентации на определённые группировки внутри страны.

В «Повести временных лет» в записи, относящейся к 986 г. записано о том, как к киевскому князю явились послы иудеев (хазар), мусульман (волжских булгар), христиан латинского обряда (немцев) и православных греков. Летопись свидетельствует, что на Владимира особенное впечатление произвела беседа с неким православным философом и изображение судилища Господня на церковной завесе, которую тот показал князю. Владимир пожелал быть «справа» от Господа, то есть среди спасённых. Но на предложение креститься, чтобы быть с праведниками после Страшного Суда, князь якобы ответил: «Подожду ещё». Возможно, весь рассказ о выборе веры придуман позднее, но достоверно известно, что послы от князя Владимира побывали в разных странах с целью знакомства с различными верами и похвалили лишь «веру греческую», православную,[29]которую исповедовала бабушка великого князя княгиня Ольга и, возможно, его мать - ключница Малуша.[30]

Независимо от того, имел ли место на самом деле факт прихода послов, летопись запечатлела реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы,

стоявшей перед Русским государством. Выбор любой из великих религий представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством. Все три великие религии – иудаизм, ислам, христианство – очень близки. Общим источником христианства и ислама был иудаизм, созданный учителями – пророками на Древнем Востоке в ходе духовной революции «осевого времени» VIII – III вв. до н.э.[31] В отличие от язычества все эти религии исповедуют идею противопоставления человека и Бога, повседневного и идеального. Ограниченность возможностей и смертность человека есть следствие его греховности. Из-за неё ни в повседневной деятельности, ни посредством магических ритуалов человек не в состоянии добиться всего, чего пожелает. Всемогущество и всезнание – это качества, принадлежащие лишь Богу. Однако Бог сообщает своим пророкам сведения о путях спасения душ грешных, воссоединения их с Богом. На основе этих сведений, Священного писания и создаётся община верующих

, а также её религия. Большинство великих религий монотеистичны. Поэтому народ – это одна религиозная община.

У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ может отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом происходит переход от племенной разрозненности к возникновению народа (национальности) как духовной общности.

Великие религии в отличие от язычества обычно дают прочную основу государственной власти. Халиф, король или царь несёт на себе Божье благословение, является наместником Бога, воплощает его волю на земле. Право верховной власти гарантируется религией и религиозной общиной. Религия заставляет народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека. [32]

Международный аспект проблемы «выбора религии» Киевом – это выбор союзников в намечавшемся расколе дотоле единого христианского мира. Борьба между православием и католичеством начала переходить из сферы теологических разногласий в область политики.

Страницы: 1 2

Либеральное движение в Башкирии в 1905–1907 гг.
Революция 1905-1907 гг. пробудило как политической жизни и борьбе миллионных рабочих, крестьян, все народы России, угнетенные царизмом. В обстановке подъёма революционного движения наибольших успехов достигло национально-освободительная борьба в Финляндии, которая добивалась восстановления былой ее конституции. Под угрозой происходящее ...

Политика коммуны в области религии
Церковь была одним из устоев Бонапартистской империи. В эти годы в Париже насчитывалось 69 католических церквей (не считая часовен и т. п.) и 42 церкви других исповеданий (лютеранских, кальвинистских, баптистских и т. д.). Число церковных конгрегаций (монастырей, братств) достигало 101 (25 мужских и 76 женских) в них было 1233 монаха и ...

Итоги реформ
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями в экономике. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный ...