FullHistoria

Подробно о истории

Развитие культуры. Просвещение и наука
Страница 1

История » Соединение социализма с рабочим движением » Развитие культуры. Просвещение и наука

На протяжении второй половины XIX в. количество начальных школ на Украине в составе России возросло с 1300 до 17000, но все, же около трети всех детей школьного возраста совсем не учились. Да и большинство наличных школ пребывало в крайне запущенном состоянии. Это были одноклассные или двухклассные церковноприходские училища, которые народ назвал «церковными духобойнями». Их задача состояла в том, чтобы воспитывать преданность царизму и любовь к церкви.

Даже по официальным данным переписи 1897 г. неграмотность населения Украины была массовым явлением. Из каждых 100 человек от 72 до 85 были совсем неграмотными. Особенной запущенностью просвещения трудящихся отличались западноукраинские земли под властью Австро-Венгрии. В отдельных уездах (особенно горных) господствовала сплошная неграмотность простых людей.

Увеличение количества средних учебных заведений (гимназий, реальных и коммерческих училищ), а также открытие университетов в Одессе и Черновцах, политехнических институтов в Киеве и Львове, ряда других институтов и академий не изменило коренным образом состояния дел в народном образовании, поскольку доступ в них для детей рабочих и крестьян был практически закрыт. Только отдельным лицам из среды трудящихся удавалось поступить в средние и высшие учебные заведения.

На Украине работало много выдающихся ученых. В 1896 г. в Одессе И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея основали первую отечественную бактериологическую станцию и с успехом начали применять предупредительные вакцины и сыворотки для лечения людей и животных от чумы, холеры, тифа и других инфекционных болезней. Вместе с тем из-за общих недостатков в медицинском обслуживании населения (один врач приходился на 8 тыс. человек) от периодических эпидемий умирали десятки тысяч людей. Чтобы разрядить возмущение масс, царские власти в союзе с невеждами от науки развернули травлю одесских новаторов за, будто бы «бактериологический фанатизм». Они даже пошли на провокацию: тайно отравили большое стадо овец, которым накануне сделали предупредительную прививку. И.И. Мечников вынужден был оставить Родину, и переехал в Париж. Работая там, в Пастеровском научно-исследовательском институте, он вскоре удостоился высшей мировой научной награды — Нобелевской премии за выдающиеся достижения в совсем новой области биологии и медицины — иммунологии (учение о защитных свойствах живого организма от инфекционных заболеваний).

На развитие химических исследований на Украине значительное влияние имела деятельность великого русского ученого Д.И. Менделеева. С его личной помощью в конце XIX в. был открыт Киевский политехнический институт, который стал одним из ведущих центров подготовки кадров инженеров для разных областей промышленности. Обучать студентов основам физической химии первым в мире начал в Харьковском университете профессор Н.Н. Бекетов.

Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний сыграли самодеятельные научные общества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе. Объединенные в них научные работники занимались изучением проблем естествознания, математики, агрономии, истории и ряда других наук. Многоотраслевую организацию такого же типа — Научное общество им. Т.Г. Шевченко — образовали ученые во Львове. В этом обществе были математическо-естественно-медицинская, филологическая и историко-философская секции.

Страницы: 1 2

Образование державы Чингизхана
В начале XIII века в Центральной Азии образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, эти народы называли также татарами. В последствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. В 1206 году состоялся съезд монгольской знати - курултай, на котором вождем монгольских племен был избр ...

Крестьянская реформа
Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс(сословие?), которое зависел не от государства, а от дворян-помещик ...

Сократ, Платон, Декарт, Кант, Салтыков-Щедрин о Государстве
Сократ через Платона, рассматривая государство как процесс отношений взаимозависимых людей ввиду специализации их трудовой деятельности Так как мы обладаем разными желаниями и многие нужны для их удовлетворения. Одни заботятся о целях других и когда они собираются в одном месте, то оно называется Государством. [26] не отвечает на вопро ...