FullHistoria

Подробно о истории

Страна и мир в конце 50 – начало 60 годов
Страница 3

История » Страна и мир в конце 50 – начале 60 годов » Страна и мир в конце 50 – начало 60 годов

Однако противоречивость культурной политики давала себя знать в том, что некоторые произведения принимались Хрущевым, его советчиками и рядом деятелей культуры, занимавших консервативно-охранительные позиции, в штыки. Самым драматичным событием культурной жизни конца 50-х гг. стало гонение на Б.Л. Пастернака. Поэт и прозаик Борис Пастернак в течение многих лет работал над романом о революции и гражданской войне «Доктор Живаго». Стихи из этого романа были напечатаны в советских журналах еще в 1947 г. Однако сам роман автору напечатать не удавалось, так как тогдашние цензоры усматривали в нем отступления от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатана в Италии. В 1958 г. Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение Пастернака со стороны тогдашнего руководства. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей. Практически все писатели и публицисты вынуждены были присоединиться к этой недостойной кампании, подвергая Пастернака оскорблениям и политическому остракизму. Между тем сам роман не содержал в себе ничего антисоветского. Это был рассказ о сложных судьбах и взаимоотношениях людей в условиях революции и гражданской войны. Шельмование Пастернака отразило попытки партии сохранить полный контроль над идеологической сферой, не допуская там никакого инакомыслия. Сам Б. Пастернак в эти дни написал стихотворение, ставшее известным годы спустя. В нем были такие строчки:

Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.

Политическое руководство страны в начале 60-х гг. стремилось удержать культуру в жестких рамках. Но все же это время принесло и высокохудожественные, проникнутые правдой произведения. Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по гуманистическому звучанию повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот «простой советский человек», именем которого клялись сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Однако премия, вопреки мнению Хрущева, автору «Ивана Денисовича» присуждена не была, а сам Хрущев к этому вопросу не возвращался.

Контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, как им следует работать, критиковал «формалистов», оторвавшихся от народа. Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры и делал эти внушения по подсказке недобросовестных подхалимов, преследовавших свои корыстные и эгоистические цели. Большинство поэтов, писателей, кинематографистов, художников, считавшихся «прогрессивными», не имели достаточно мужества, чтобы открыто противостоять Хрущеву и его свите. Но

встречались и исключения. На выставке московских художников он распекал абстракционистов и формалистов. В частности, критиковал скульптора Эрнста Неизвестного, не имея никакого понятия ни о его произведениях, ни о самом авторе. Эрнст Неизвестный – боевой командир в Отечественную войну – возмутился, снял свою рубаху перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев был поражен этим и смущен. После смерти Хрущева именно Эрнст Неизвестный сделал по просьбе членов семьи Никиты Сергеевича памятник на его могиле: позолоченная улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно-белой стены. Контрастные цвета символизируют противоречия хрущевской эры, парадоксы в характере самого бывшего Первого секретаря ЦК КПСС. Понятия свободы творчества, свободы слова были не только для Хрущева, но и для абсолютного большинства партийных руководителей чем-то чрезвычайно далеким. На искусство, культуру они смотрели утилитарно, исходя из задач партийной коммунистической пропаганды.

Нарастание кризиса политики Н.С. Хрущева. Триумфом всей политики, связанной с именем Хрущева, и началом ее конца стал XXII съезд КПСС. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни и резкое усиление культа личности самого Хрущева. Рассказывая о новой Программе КПСС, Хрущев заявил, что это программа строительства материальной базы коммунизма, что она, в отличие от прошлых, конкретная, реальная, рассчитанная на 20 лет. В конце этого периода материально-техническая база коммунизма будет уже построена. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Эта фраза оказала гипнотическое действие на миллионы советских людей, давала им перспективу, звала вперед. Она утешала их тем, что сегодняшние трудности являются временными, что через 20 лет их ждет уже не просто лучшая жизнь, а начало коммунизма! Однако следующие после съезда годы остались в памяти многих людей как годы внутренних неурядиц и роста напряженности. Ухудшалось продовольственное снабжение растущего городского населения. Если при Сталине проводилась политика систематического снижения розничных цен на продовольственные товары, что было возможно за счет ограбления деревни, то с конца 50-х гг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Казачество и освоение Сибири. Атласов Владимир Васильевич
Владимир Васильевич Атласов (по некоторым документам Отласов; около 1661/1664— 1711гг.) — русский землепроходец, сибирский казак. Атласов был устюжским крестьянином, который, стремясь выбраться из бедности, переселился в Сибирь, где стал якутским казаком. В 1695г., дослужившись до пятидесятника, был назначен приказчиком Анадырского остр ...

Религиозная реформа 988 г. в Киевской Руси
По преданию, 1 августа 988 г. жители Киева были крещены в Днепре и в его притоке Почайне. Князь предупредил народ: «Если кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен».[37] Услыхав это, люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её».[38] На другой день Вл ...

Особенности материальной и духовной культуры
У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (час ...