ВведениеСтраница 2
История » Экономическое развитие Киевской Руси » Введение
Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопросы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, считались в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопросов городского самоуправления. В Киеве вече обычно собиралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати, церкви, городские старосты; а иногда – князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Руси вече не имело определенной компетенции, формы представительства и порядка созыва. Скачать chatgpt чат gpt.
Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная греческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами – стали епархии, приходы и монастыри. В дальнейшем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при подобных делах была заимствована из княжеского права – судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хозяйством, промыслами, ремеслами, покровительствовала торговле, вмешивалась в политику а также участвовала в обороне.
Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюриковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение – было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические славянские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хазария, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.
От прозвища к фамилии
Первым известным человеком в роду будущих Романовых был Андрей, сын Ивана, по прозвищу Кобыла[1]. В середине 14 в. он служил московскому князю Симеону Гордому, однажды пославшему его вместе с Алексеем Босоволоковым сватать ему невесту. И хотя Андрей Кобыла, как и Алексей Босоволоков, считались московскими боярами, у них были только проз ...
Русская правда – памятник права Древней Руси
В данной главе идет обращение к истокам, к корням писаного права Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, анализируя содержание этого уникального памятника древнерусского права, сравнивая изложенные в нём правовые нормы с ныне действующими, проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из них. Также идет попытка срав ...
Игорь (912-945)
Игорь (Ингвар) Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем ...