FullHistoria

Подробно о истории

Введение
Страница 2

История » Экономическое развитие Киевской Руси » Введение

Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопро­сы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, счита­лись в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопро­сов городского самоуправления. В Киеве вече обычно соби­ралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати, церкви, городские старосты; а иногда – князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Ру­си вече не имело определенной компетенции, формы пред­ста­ви­тельства и порядка созыва.

Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная гре­ческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами – стали епархии, приходы и монастыри. В дальней­шем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при по­добных делах была заимствована из княже­ского права – судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хо­зяйством, промыслами, ремеслами, покрови­тельствовала торговле, вмешивалась в поли­тику а также участ­вовала в обороне.

Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюри­ковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение – было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические сла­вян­ские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хаза­рия, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.

Страницы: 1 2 

Установление татаро-монгольского ига
После возвращения из западного похода хан Батый основывает в низовьях Волги новую столицу Серай-Берке. Создавшееся государство, охватывает земли от Западной Сибири до Восточной Европы, оно получило название Золотая Орда (одно из четырех образований, возникших на территориях, завоеванных монголами). В 1243г. князь владимирский Ярослав В ...

Крестовые походы
Святой Землей в Европе называли территорию Палестины со столицей в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос. Иерусалим был захвачен арабами еще в 683 году. Но христианским паломникам было разрешено посещать Святые места. В 1071 году Палестину завоевали турки-сельджуки, которые начали жестоко притеснять христиан. В то же время в Западн ...

Даосизм в книге «Книга “Гуань-цзы” (VII в до н.э.) Гуань Чжуна»
Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними — все это зовется ритуалом. А образец, по ...