FullHistoria

Подробно о истории

Историография

История » История Древней Индии » Историография

Религиозная политика Ашоки подвергалась многочисленным научным исследованиям как в зарубежной, так и отечественной исторической науке. В основном источниками для этих исследований были эдикты. Здесь нужно отдать должное Дж. Принсепу, прочитавшему эдикты. Его труды были опубликованы в 1838 году в «Журнале бенгальского азиатского общества». Без них были бы невозможны многие дальнейшие исторические и филологические исследования. Над переводами и комментариями эдиктов работали ученые разных стран Европы.

XX век принес новые работы, теперь уже посвященные конкретно династии Маурьев и царю Ашоке. В 1901 году вышла книга англичанина Винсента Смита «Ашока». В 1904 году увидел свет его труд «Ранняя история Индии». Эта книга представляет собой полное описание истории Индии с древности до мусульманского завоевания. В. Смит дает в ней детальное освещение фактов и источников, обращая внимание на разночтения (которых особенно много в отношении древней Индии) и уделяя особое внимание вопросам культуры и искусства. Особенностью этого сочинения является доступное широкой публике изложение и логическое деление текста, облегчающее восприятие разнообразного материала. Но в свете новейших исследований некоторая информация представляется неполной, или же формулировки слишком однозначными. Так, на мой взгляд, давая оценку деятельности Ашоки, Смит очень прямо трактует эдикты, мало учитывая другие источники, в частности, буддийские тексты.

Говоря об историографии, нельзя не упомянуть грандиозный труд ученых, переводивших эдикты. Среди них прославились Х. Уилсон, А. Вульнер, Е. Хультш, Т. Михельсон, Г. Бюлер.

Как источник информации по истории древней Индии во всем мире используется «Кембриджская история древней Индии», первое издание которой появилось в 1922 году. В этой книге глава, посвященная Ашоке, называется «Ашока, царственный покровитель буддизма». Такое заглавие ясно отражает отношение авторов к его деятельности.

Говоря о британской индологии в общем, следует отметить некоторую тенденциозность, связанную с колонизацией Индии, т.е. умаление ценности и уникальности ее культуры.

На рубеже XIX и XX веков появились работы по индийской истории исследователей из Индии. Основоположником индийской исторической науки считается Рамкришна Гопал Бхандаркар (1837–1925). В 1925 г. был опубликован его труд «Ашока». Истории Индии до мусульманского завоевания посвящена книга «Ранняя история Декана до магометанского завоевания». Индийская историческая наука получила новый импульс в развитии после достижения страной независимости. Этот период представлен работами Н. Шастри, У. Гхошала, Р. Салетора, Д. Сиркар, М. Мехендале. Очень полно и подробно представлена жизнь древних индийцев в книге П. Кане «История дхармашастры». В ней хорошо освещаются вопросы социального и государственного строя. Широкую известность получил труд Р. Тхапар «Ашока и падение Маурьев» (1951). В нем наряду с другими уделяется много внимания вопросам идеологии.

В отличие от британской, индийская историческая наука имеет тенденцию склоняться в другую крайность – преувеличивать мощь индийской цивилизации и ее индивидуальность.

Отечественная школа индологии сыграла значительную роль в изучении деятельности Ашоки. Особый интерес представляет для нас работа И.П. Минаева «Буддизм. Исследования и материалы», где рассматриваются аспекты религиозной политики Ашоки в основном на материале эдиктов. Освещаются такие спорные вопросы, как буддийские соборы и датировка канонических сочинений.

Еще раньше, в 1857 году, вышел труд В. Васильева «Буддизм. Его догматы, история и литература».

Крупнейшим исследователем истории и культуры древней Индии был академик С.Ф. Ольденбург. Популярным даже среди широкой публики стало его сочинение «Жизнь Будды».

В советское время отечественная индология на некоторое время замедлила свое развитие. Связано это было, возможно, со сложной международной политической ситуацией: страну потрясали репрессии.

Серьезный шаг вперед в изучении интересующей нас проблемы сделали Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин, А.В. Герасимов. Хорошим и доступным источником сведений стала книга Ильина и Бонгарда-Левина «Древняя Индия». Авторы прослеживают развитие религиозных взглядов Ашоки, а также трактуют его религиозную политику на фоне государственных интересов империи.

В соавторстве с А.В. Герасимовым Бонгард-Левин выпустил книгу «Мудрецы и философы древней Индии». В ней представлена и история буддизма. В этом труде замечательно то, что религиозное течение рассматривается не с отвлеченных позиций, а как бы изнутри. Авторы углубляются не только в догматическую суть религии, но и обращают внимание на жизнь общины, изменение положения буддистов в обществе и т.п. Сходную картину дает труд «Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия». В отечественной историографии наиболее полно и объективно политика Ашоки представлена, на мой взгляд, в книге Бонгарда-Левина «Индия эпохи Маурьев». Взгляд Бонгарда-Левина отличается объективностью и свободой от идеологических догм и идеализации. Бонгард-Левин обращает внимание на хроники и другие сочинения, сопоставляя их с данными эдиктов и пытаясь воссоздать объективную картину.

Кавказ и русское государство XVI–XVII вв.
Еще в 1492 году кахетинский царь Александр направил в Москву посольство с дипломатической миссией. В посольство входили грузины Нариман, Дамиани и шекинец Хоземарум, причем косвенные данные свидетельствуют, что посольство выражало интересы не только Кахетии, но и соседних с ней небольших государств. Во всяком случае, в 1640 году кахетин ...

Индия. Ригведа ( 1700—1100 гг. до н. э.) и Авеста ( 1200—800 г. до н. э. )
Со слов учёного-археолога, профессора, Геннадия Здановича современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта пришли из древнего поселения Аркаима и «Страны Городов» ( начала II тыс. до н. э.) , расположенной на территории современного Южного Урала, а первичные тексты «Ригведы и Авесты» зарождались именно здесь. Пла ...

Религиозные верования первобытных общин
Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде вс ...