FullHistoria

Подробно о истории

Восстание 1825 года и его итоги
Страница 1

История » Мемуарные документы о декабристах в ссылке » Восстание 1825 года и его итоги

Распространение в дворянских кругах либеральных идей после Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода 1813–1814 гг. привело к появлению в 1814–1815 гг. нескольких обществ-«клубов», где обсуждались актуальные проблемы российской действительности (офицерская артель в Семеновском полку, «Священная артель» офицеров Главного штаба во главе с А.Н. Муравьевым, Каменец-Подольский кружок В.Ф. Раевского, «Общество русских рыцарей» М.Ф. Орлова и М. Дмитриева-Мамонова). В феврале 1816 г. шестеро молодых гвардейских офицеров (А.Н. и Н.М. Муравьевы, И.Д. Якушкин, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой) организовали первое тайное декабристское общество – «Союз спасения» (с 1817 г. «Общество истинных и верных сынов отечества»). В 1817 г. был разработан устав общества («Статут»), который провозгласил главной его целью содействие правительству в проведении реформ и искоренение социальных пороков – крепостного права, косности и невежества народа, несправедливого суда, повсеместного лихоимства и казнокрадства, жестокого обращения с солдатами, неуважения к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилья иностранцев. Тайной же целью являлось введение в России представительного правления. Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей); остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых планировалось сгруппировать по «округам» и «управам», однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Осенью 1817 г. в «Союзе» возникли серьезные разногласия, вызванные предложением И.Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве («Московский заговор»). Большинство отвергло эту идею и приняло решение распустить общество, создав на его основе более массовую организацию, способную завоевать поддержку общественного мнения.

Такой организацией стал образованный в январе 1818 г. «Союз благоденствия». В его рядах насчитывалось около двухсот человек (только мужчины старше 18 лет). Он возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек), которым подчинялись «деловые управы» и отпочковавшиеся от них «побочные управы». Такие управы существовали в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишиневе (всего до 15). Целью «Союза благоденствия» было нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в его благих начинаниях и смягчение участи крепостных. «Союз» развернул активную деятельность по распространению либеральных и гуманистических идей, в частности через сеть литературно-просветительских обществ («Зеленая лампа», «Вольное общество любителей Российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и др.). Тайная цель, известная только членам Коренной управы, заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества.

Если первоначально в «Союзе» были сильны надежды на введение представительного правления сверху, то затем с усилением реакционных тенденций во внутренней и внешней политике Александра I возросло недовольство режимом, и политические настроения среди членов «Союза» радикализировались. На Петербургском совещании в январе 1820 г., обсуждавшем вопрос о будущей форме правления, все его участники высказались за установление республики. В то же время были отвергнуты идея цареубийства, предложенная Н.М. Муравьевым, и идея П.И. Пестеля о временном правительстве с диктаторскими полномочиями. Известия о революциях 1820 г. в Испании, Неаполе и Португалии и подавление восстания Семеновского полка (октябрь 1820 г.) обострили разногласия в «Союзе», для разрешения которых в январе 1821 г. был созван Московский съезд. На нем было постановлено временно распустить общество, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В марте 1821 г. по инициативе П.И. Пестеля Тульчинская управа отвергла решения Московского съезда и реставрировала «Союз» под названием «Южное общество»; была одобрена идея установления республиканского строя путем цареубийства и военного переворота («военной революции»). Его члены рекрутировались исключительно из офицеров. Структура общества повторяла структуру «Союза спасения», в нем царила строгая дисциплина. Ежегодно созывались съезды Южного общества. Оно возглавлялось Коренной думой (П.И. Пестель (председатель), А.П. Юшневский (блюститель) и Н.М. Муравьев). К 1823 г. в составе общества находилось три управы – Тульчинская (руководители - П.И. Пестель и А.П. Юшневский), Васильковская (руководители - С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин) и Каменская (руководители - В.Л. Давыдов и С.Г. Волконский). Летом 1825 г. к нему в качестве Славянской управы примкнуло Общество соединенных славян (возникло в 1823 г. в среде армейских офицеров; насчитывало 52 члена; ратовало за демократическую федерацию всех славянских народов).

Страницы: 1 2 3 4 5

Правители XXVI династии
Период правления Саисской династии - это период реставрации, кратковременного возрождения Египта. Во внешней политике Египет был ограничен влиянием Ассирии и Эфиопии. Но объектом захватнической политики фараонов всегда были не только Сирия, но и Нубия и Пунт. При Псамметихе I с Нубией поддерживались мирные торговые отношения. Отправлял ...

Внешняя политика Казахстана в 90-х - начале 21 века. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики
2 марта 1992 года Казахстан был принят (без голосования) в ООН. До конца 1992 года республику признали 106 государств мира, дипломатические отношения были установлены с 61 государством. Казахстан стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка рек ...

Введение. Основная мысль данного времени
История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер: истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единст ...