Живопись и скульптура
История » Русская культура в первой половине ХIX века » Живопись и скульптура
Центром художественной жизни России и единственным к началу XIX века высшим художественным учебным заведением была Академия художеств. Одновременно она являлась арбитром в различных вопросах искусства, в стенах ее устраивались выставки произведений русских художников, через нее распространялись и заказы.
Несмотря на недостатки общеобразовательного обучения, профессиональная подготовка учеников Академии была достаточно высока. По окончании Академии выпускники получали звание художника и наиболее талантливые из них посылались для стажировки в Италию. В живописи и скульптуре, так же как и в литературе, приверженцы классицизма провозглашали образцом для подражания античное искусство, откуда ими черпались темы, сюжетные ситуации, герои.
Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.)
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.).
Так же наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Мининуи Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловскому принадлежат памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.
"Скорбные песнопения"
В поэме "Книга скорбных песнопений" средневековый армянский поэт и монах Григор Нарекаци (951 - 1003) описал страдания и горести, выпавшие на долю армянского народа, который веками угнетали чужеземные завоеватели. Спасаясь от гибели, многие армяне покинули родную страну и рассеялись по всему миру.
Но самая чёрная страница в и ...
Внешняя причина революции: Мировая война
Нам, потомкам, такое постижение сейчас вполне открыто — именно в результате революции и всего XX века. Поэтому мы не должны с высоты своего времени осуждать наших предков, которые не имели такого опыта, да и многие революционеры “не ведали, что творят”. Много о русских грехах того времени написано преувеличенного (“борцами за лучшее буд ...
Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.). Создание единого русского
государства.
Раздробленные русские княжества уже в XIV в. испытывают необходимость в более тесном контакте между собой. Этому способствовали и политические, и экономические причины. Тогда как в Западной Европе превалировали экономические причины, на Руси это были причины политические. Решающим стимулом к объединению русских земель было стремление к ...