FullHistoria

Подробно о истории

Развитие образования и просвещения

История » Русская культура в первой половине ХIX века » Развитие образования и просвещения

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в это время он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство было неграмотным или малограмотным. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативнее тенденции. Результатом этой консервативной политики правительства явился очень слабый рост, прежде всего низших и средних учебных заведений, а, следовательно, крайне замедленное расширение круга людей, обладающих основами знаний. Ведь даже в середине 30-х годов XIX века учащиеся средних учебных заведений, то есть гимназий, пансионов, военных и духовных училищ составляли всего 379 тыс. человек на 51 миллион населения, то есть около 0,7%. Государственные деятели наряду с ощущением нехватки образованных людей, боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципам, воспитывающими монархические чувства. Образование было доступно в основном привилегированным слоям населения, повышенная плата за обучение больно ударяла по малоимущим слоям молодежи стремившихся к знаниям. Только ценой невероятных усилий и лишений удавалось выходцам из низших сословий получать желаемое образование. Тем не менее, количество обучающихся в гимназиях и высших учебных заведениях разночинцев возрастает. Демонтаж, демонтажные работы с Даймонд Технолоджи в Москве.

Однако даже в этих сложных условиях образование продолжало развиваться.

Открывались приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства открывались и другие учебные заведения – кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование давало право поступать в университет. Образцовым учебным заведением стал с 1911 г. Знаменитый Царскосельский лицей, где получили образование такие известные личности как: А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.М. Горчаков, Д.А. Толстой и др.

Широко распространена система домашнего образования. Система женского образования развита незначительно. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних специальных учреждений). В Москве и Петербурге были созданы школы ля девушек, отцы которых имели оберофицерское звание, а так же открылись несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев.

Открывались новые университеты. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, технологический, строительный, межевой институты, высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Выходцы из недворянских слоев стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды русской интеллигенции.

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о выдающихся достижениях, финансировали различные исследования.

Помимо государственных типографий, развивалось частное книгоиздательство. Оживилось газетное и журнальное дело.

В 1914 открылась первая публичная библиотека, а вслед за ней открывались публичные и платные библиотеки в провинциальных городах.

Стали открываться общедоступные музеи, и что примечательно более быстрыми темпами в более провинциальных городах.

Великое посольство 1697 -1698 гг.
В истории мировой дипломатии трудно найти другое столь значительное предприятие. Великое посольство, состоящее из 250 человек, возглавляемых адмиралом Ф.Я.Лефортом, генералом Ф.А.Головиным и П.Б.Возницыным, отправилось из Москвы 9 марта 1697 года. В его составе находился и сам Пётр I под именем "урядника Преображенского полка Петра ...

Каменный век на территории
Первые достоверные следы человека на территории К-на относятся к палеолиту – древнекаменному веку (800–100 тыс. лет до н.э.). Самые древние орудия труда здесь были найдены Центральном Тянь-Шане (на реке Он-Арча), на Иссык-Куле (близ города Балыкчи) и Ферганской долине (Ляляйский район). Они были грубыми и представляли собой заостренные ...

Анатомический диагноз
“Распространенный атеросклероз артерий с резко выраженным поражением артерий головного мозга. Атеросклероз нисходящей части аорты. Гипертрофия левого желудочка сердца, множественные очаги желтого размягчения (на почве склероза сосудов) в левом полушарии головного мозга в периоде рассасывания и превращения в кисты. Свежее кровоизлияние в ...