FullHistoria

Подробно о истории

Государственное управление после 1991 г.
Страница 1

История » История государственного управления в России » Государственное управление после 1991 г.

Политика «перестройки», начатая частью руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. Началась реорганизация экономической и политической систем. В системе актов, регламентирующих систему высших органов власти, наиболее важным новшеством стал закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным. Президент представляет Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, по согласованию с Правительством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный Президентский Совет.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме.

12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитет РСФСР», где говорилось о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. При этом некоторые положения противоречили Конституции СССР и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще: провозглашались верховенство Конституции РСФСР и возможность приостанавливать действие актов Союза ССР.

Реализации положений Декларации были изложены в Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» от 22 июня 1990 г.

В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами референдума могли быть: принятие новых или изменение законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и в учреждениях.

19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение на 6 месяцев, вводилась цензура. Но сохранить власть в своих руках ГКЧП не сумел и 22 августа 1991 г. все его члены были арестованы.

Т.о. В результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении «перестройки» глубокий кризис советской системы закончился ее крахом и распадом СССР в декабре 1991 г.

8 декабря 1991 г. высшие руководители РСФСР, Украины и Белоруссии подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о роспуске всех государственных структур СССР. Между Россией, Украиной и Белоруссией было образовано Содружество независимых государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. 21 декабря 1991 г. в СНГ вступили еще 8 республик (кроме прибалтийских и Грузии). 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, являвшийся к тому времени президентом несуществующего государства, сложил свои полномочия.

12 декабря 1993 г. Всенародным референдумом была принята Конституция РФ.

Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Конституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Статус субъектов Федерации определяется Конституцией и актом представительного органа субъекта – Конституцией республики или Уставом области. Конституция определила структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган – двухпалатное Федеральное Собрание, высший исполнительный орган – Правительство РФ, высший судебный орган – Верховный Суд. Предусмотрено создание органа конституционного надзора – Конституционного Суда.

Страницы: 1 2

Аграрный вопрос в современности
Вопросы государственного регулирования деятельно­сти агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти — как централь­ной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышлен­ного капитализма не успело ...

Архитектура К-на в 7–14 вв.
На территории современного К-на сохранилось не очень много архитектурных памятников средневековья. Но судя по тем, которые дошли до нас, можно сказать, что их было не мало. Прежде всего это религиозные сооружения в городах – минареты, мечети, мавзолеи и т.д. Свидетельство тому сведения о них в письменных исторических памятниках, а также ...

Реформы Сената в России XVIII века. Структурные изменения Сената XVIII века
Новая система центральных учреждений бала создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра I. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Организационная структура Сената включала пр ...