FullHistoria

Подробно о истории

Становление российской государственности (конец XV - XVI вв.). Кризис российской государственности в период Смутного времени. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного управления в
Страница 2

История » История государственного управления в России » Становление российской государственности (конец XV - XVI вв.). Кризис российской государственности в период Смутного времени. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного управления в

Местничество выделяло бояр в особую группу, назначением которой было участие в верховном управлении государством. Олицетворением этого аристократического порядка властвования стала Боярская Дума.

Боярская Дума - высший орган власти в Русском государстве, состоявший из светских и духовных феодалов, действовавший постоянно на основе принципа местничества и опиравшийся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. В XV - начале XVI вв. Дума существовала как совещательное и законодательное учреждение.

В компетенцию Думы входило формирование законодательства, управление и судебная деятельность. Решение этих вопросов осуществлялось не на правовой основе, а по почину верховной власти. Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Как верховный орган управления Дума смыкалась с приказами.

Приказы - органы центрального управления, существовавшие с кон. XV до XVIII вв. В различное время было около 100 приказов.

В отличие от дворцовых ведомств, приказы - более бюрократические, технические по характеру органы.

Рабочим аппаратом в приказной «избе» были «товарищи», возглавляемые, как правило» думным боярином Техническое обслуживание овеществляли подьячие подчиненные думном дьяк работавшем в приказе.

Развитие приказной системы прошло несколько этапов:

1) произошло расширение функций дворцовых ведомств, которые превратились в органы общегосударственного управления (XV - начало XVI в.).

2) внутри дворцовых ведомств появились самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими специальное поручение («изба» или «приказ»).

3) приказное управление окончательно превратилось в систему центрального государственного управления (с сер. XVI в.).

С этого времени приказы становятся монопольными органами центрального управления (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшими административные и судебные функции и состоявшими из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже возникли территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

Страницы: 1 2 

Власть. Уложенная комиссия.
Екатерина не могла быть довольна тем положением дел, которое она застала, вступая на престол. Главная забота правительства – финансы были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, военные расходы порождали дефицит бюджета. Знакомясь с этими неприятностями, Екатерина получила понятие о самом Сенате[13]. Позднее, в ...

Было ли вообще пришествие варягов, как правителей, на Русь?
Ранние русские князь носили явно скандинавские имена, слегка переиначенные в народе на славянский лад. Имеются торговые документы в греческих хрониках от 912 и 945 годов, подписанные от Руси явно скандинавскими именами. Никто из князей не отрицал свое происхождение от Рюрика, если в поздних поколениях это династическое родство стало вы ...

Начало объединения русских земель
К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства, именуемое еще централизованным. Признаками такого государства являются: · Единая территория. · Единая верховная власть. · Создание органов центрального и местного управления. · Наличие единого законодат ...