FullHistoria

Подробно о истории

Становление российской государственности (конец XV - XVI вв.). Кризис российской государственности в период Смутного времени. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного управления в
Страница 2

История » История государственного управления в России » Становление российской государственности (конец XV - XVI вв.). Кризис российской государственности в период Смутного времени. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного управления в

Местничество выделяло бояр в особую группу, назначением которой было участие в верховном управлении государством. Олицетворением этого аристократического порядка властвования стала Боярская Дума.

Боярская Дума - высший орган власти в Русском государстве, состоявший из светских и духовных феодалов, действовавший постоянно на основе принципа местничества и опиравшийся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. В XV - начале XVI вв. Дума существовала как совещательное и законодательное учреждение.

В компетенцию Думы входило формирование законодательства, управление и судебная деятельность. Решение этих вопросов осуществлялось не на правовой основе, а по почину верховной власти. Особую группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Как верховный орган управления Дума смыкалась с приказами.

Приказы - органы центрального управления, существовавшие с кон. XV до XVIII вв. В различное время было около 100 приказов.

В отличие от дворцовых ведомств, приказы - более бюрократические, технические по характеру органы.

Рабочим аппаратом в приказной «избе» были «товарищи», возглавляемые, как правило» думным боярином Техническое обслуживание овеществляли подьячие подчиненные думном дьяк работавшем в приказе.

Развитие приказной системы прошло несколько этапов:

1) произошло расширение функций дворцовых ведомств, которые превратились в органы общегосударственного управления (XV - начало XVI в.).

2) внутри дворцовых ведомств появились самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими специальное поручение («изба» или «приказ»).

3) приказное управление окончательно превратилось в систему центрального государственного управления (с сер. XVI в.).

С этого времени приказы становятся монопольными органами центрального управления (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшими административные и судебные функции и состоявшими из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже возникли территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

Страницы: 1 2 

Общественный строй восточных славян, роль общины и городов.
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусско ...

Древнеферганское государство. Борьба с ханским Китаем
В Ферганской долине еще в I тысячелетии до н.э. возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей. Власть их была существенно ограничена советом старейшин из знати. Совет выбирал и смещал царя, решал вопросы войн ...

Походы Батыя на Северо-Восточную Русь
Войско Джебе и Субедея, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду за собой страх и разрушения. Потерпев поражение в том же 1223 году от волжских булгар, Субедей и Джебе ушли в Монголию. Разведка боем показала, что вести захватнические пох ...