Смерды
История » Развитие русского права Древней Руси » Смерды
Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XIIв.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых разных точек зрения на данную категорию населения.[9] Так, С.В. Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д. Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнению С.А. Покровского, "смерд Русской Правды, как простолюдин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограниченный в своей правоспособности человек". М.Б. Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и феодально-зависимых".[10]
Периодизация реформ, основанная на принципе
ситуации реформ
1) 1856-1860 гг. Создание ситуации реформ.
2) 1861-1866 гг. Интенсивные реформы (10 реформ)
3) 1866-1874/1878 гг. Стабилизация реформ. (1874 - военная реформа), связанная также с постепенным разрывом между властью и обществом.
В исторической науке традиционно 50 - 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией, под которой понимают ...
Политика коммуны в области просвещения и образования
Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля). Бланкист Вайян был образованным человеком и в коммуне занимался главным образом вопросами просвещения.
22 апреля Вайян предложил ...
Святослав
(957-972)
Сын Игоря и Ольги, закалил себя в походах и войнах, отличался суровым характером, честностью и прямотой. Он шел на врагов с предупреждением "иду на вы". Святослав присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань, и, несмотря на малочисленную. Дружину, успешно воевал с болгарами на Дунае. После того пошел на греко ...