FullHistoria

Подробно о истории

Слом временного буржуазного государственного аппарата
Страница 1

История » Формирование советского государственного аппарата » Слом временного буржуазного государственного аппарата

Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах.

Огромное значение в этом строительстве имела деятельность Военно-революционного комитета Петроградского Совета (ВРК). Еще в период подготовки октябрьского вооруженного восстания ВРК принимал энергичные меры против попыток вывода войск из столицы, боролся за укрепление революционной дисциплины среди рабочих и солдат, развивая активную деятельность по подготовке и проведению II Всероссийского съезда Советов.

После свержения Временного правительства деятельность Петроградского ВРК получила иное направление. ВРК был высшим органом власти в стране с 10 часов утра 25 октября 1917 года и до принятия II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов воззвания "Рабочим, солдатам и крестьянам" в 5 часов утра 26 октября 1917 года, где говорилось о том, что " .съезд берет власть в свои руки .".

После победы революции ВРК создавал различные отделы и комиссии. По сообщению газеты "Известия ЦИК" от 14 октября 1917 г. о создании ВРК, он должен был подразделяться на отделы: 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное бюро, 5) рабочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы. Так, 29 октября 1917 г. был создан продовольственный отдел, на плечи которого легло снабжение Петрограда и фронта продовольствием.

Действовала следственная комиссия, проводившая не только расследование преступлений против революции, но и оперативную работу по задержанию противников революции и заключению их в тюрьму. Кроме того, были созданы отдел печати, реквизиций, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г. агитаторы ВРК (всего около 300) выехали в разные концы страны. Они провели большую работу на местах по установлению Советской власти и разъяснению ее политики.

Компетенция ВРК не была очерчена каким-либо нормативным актом и на протяжении его истории менялась. Весьма часто ВРК сам определял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами: формированием органов советского государственного аппарата (отделов ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.), снабжение Петрограда и армии продовольствием, борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, осуществлял охрану общественного порядка и т.д. ВРК пресекал вооруженные выступления контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против власти, боролся с контрреволюционной печатью, саботажем чиновников и т. д.

Это был, по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с Советами), через который новая власть осуществляла всю государственную деятельность. По своей компетенции это был всеобъемлющий чрезвычайный орган Советского государства.

В дальнейшем, по мере упрочения центральных органов отраслевого управления, Петроградский ВРК постепенно передавал им часть своих полномочий, все более сосредоточивая свои усилия на борьбе с контрреволюцией. В этой роли он просуществовал до начала декабря 1917 г., т. е. до образования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.

Военно-революционные комитеты явились теми органами пролетарской революции, которые обеспечивали создание соответствующих условий для перехода власти в руки Советов, чем содействовали упрочению нового государственного аппарата.[1]

Захват пролетариатом власти и использование ее в качестве ры­чага для построения новой системы хозяйства опре­делили принципиально иную роль государства в преобразовании экономики общества. Советское государство осуществляет всеохватывающее руковод­ство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и развет­вленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Совет­ское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйствен­ного управления, с другой — применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.

В хозяйственной области вопрос о сломе старого аппарата управ­ления решался несколько иначе, чем в политической. Социалистическая революция не ставила целью полностью отвергнуть все без исключения элементы старой надстройки. Революция предполагает преемственность некоторых учреждений старой надстройки, могущих быть использованными в интересах трудящихся. Сюда относится, например, учетно-контрольный аппарат буржуазного государства. В. И. Ленин подчеркивал важность дифференцированного подхода к вопросу о судьбе различных частей буржуазного государственного аппарата.

Страницы: 1 2

Эскалация и разрешение конфликта. Операция “Мангуст”
США также осуществляли широкомасштабные мероприятия военного характера: Вашингтоном был разработан специальный план по ликвидации правительства Фиделя Кастро под кодовым названием “Мангуст”. Этот план предусматривал два этапа: · август-сентябрь 1962 г. - подготовка и начало антикастровского "повстанческого" движения на Кубе ...

Отношение к деньгам и богатству
Ни у одного народа, пожалуй, негативное отношение к материальному благополучию не укоренилось настолько глубоко, как у русских. На Руси, в России состоятельному человеку нужно было искать "извиняющие причины" своего богатства. Отсюда – тяга к благотворительности, к меценатской деятельности (вспомним Морозовых, Мамонтовых и дру ...

Япония во второй половине ХХ века. Япония в первый период оккупации
Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. ...