FullHistoria

Подробно о истории

Нововведения Ярославичей
Страница 1

История » Правда Ярославичей » Нововведения Ярославичей

Изложенный ниже материал является изысканиями ученого А.А. Зимина, опубликованными уже после его смерти.[5] Ученый тщательно сравнивает изменения в словах текста Краткой Правды и Пространной Правды. Именно, исследуя эти изменения, можно вычленить более древний пласт Правды Ярославичей в составе текста Пространной Правды.

Первым пунктом реформы, по Зимину, была отмена кровной мести.

Зимин перечисляет существующие точки зрения по поводу мести. Он говорит, что Б. Д. Греков писал, что Ярославичами «месть была официально ликвидирована». В литературе существуют и другие объяснения статьи 2 Пространной Правды. По В. И. Сергеевичу, «убиение за голову» означает не месть, а смертную казнь. Поэтому Ярославичи отменили не месть, а казнь за убийство. По В. Ф. Инкину, «речь шла об установлении штрафа за совершенную месть».48) По Н.А. Максимейко, «убиение за голову» - понятие более широкое, чем месть. Своеобразно трактует статью И.Я. Фроянов. Исходя из того, что упоминаемые в статье 1 штрафы в 80 и 40 гривен продолжали существовать и после реформы Ярославичей, он полагает, что «падение кровной мести, приписываемое инициативе Ярославичей, не состоялось. Возможно, княжичи пытались кое-что предпринять в этом направлении, издав какое-то «установление», но реформа оказалась чересчур скороспелой и пришлось опять вернуться к старой политике».

В полном соответствии со ст. 2 Пространной Правды находится и другое - установление новой кары холопа за оскорбление им свободного человека (ст. 65 Пространной Правды: «Ярослав был уставил убити и, но сынове его по отци уставиша на куны, любо бити и розвязавше, любо ли взяти гривна кун за сором»). Если учесть, что в восстании принимали участие смерды и холопы, то запрещение их убийства за оскорбление свободных явилось своего рода амнистией, вырванной восставшими в ходе движения. Введя в княжеском уставе 80-гривенную виру за убийство огнищанина, Ярославичи не отменили кровную месть. Государственная власть тогда еще не имела правовых оснований для вмешательства во взаимоотношения феодала и общинника, если убийство было вызвано местью за гибель сородича. Исключение касалось только огнищан; за их убийство даже в «обиду» (т. е. за месть) платилась вира. Государственная власть руками «княжих мужей» иногда даже использовала месть против общины, натравливая «нарочитых» (зажиточных) мужей на восставших волхвов.

Таким образом, кровная месть в условиях классового общества стала принимать иную функцию. Если при Ярославе, который пошел навстречу требованиям новгородцев, ее действие было ограничено, то теперь, после восстаний смердов и горожан, она была окончательно заменена вирами. Будучи по форме уступкой (такой же, как запрет убийства холопов-оскорбителей), по содержанию это постановление означало упрочение нового феодального права. Кровнородственные правовые начала сменились классовыми, а орбита влияния раннефеодальной государственности значительно расширилась.

Отмена кровной мести прокламировалась в статье 2 Пространной Правды, а предшествующая статья оставлена была княжичами в основном в том виде, как она существовала ранее, хотя содержавшаяся в ней форма о «мести» уже была анахронизмом («аще не будеть кто его мьстя» и «мьстити»). Такой прием изложения нововведений характерен для кодификатора древнерусского права (в ст. 65 также сначала говорится о том, что было при Ярославе, а затем об «установлениях» княжичей). Но не вся статья 1 потеряла свою силу. Начало статьи («аже убиет . братню сынови») не содержит чего-либо существенно нового. Правда, вместо устаревшего счета по материнской линии («сестрину сынови») появилось более соответствующее новым условиям «братню сынови».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Личность Владимира Красное Солнышко
Владимир Святославич вышел победителем первой княжеской усобицы. Причины этой распри не вполне ясны, но результат известен: погибли братья Владимира – 15 – летний Олег, древлянский князь, и старший брат Ярополк, отличавшийся веротерпимостью, «сочувствовавший греческой религии».[23] Владимир в момент завоевания Киева был убеждённым язычн ...

Обще народное восстание 1916 года
Главной причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыргызов в пользу переселенцев. В 1916 г. русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 процентов, имели свыше 67 процентов всей пахотной земли. Примерно такое же положе ...

Экономическое развитие Японии во второй половине ХХ века
Выйдя из второй мировой войны с крайне отсталым и в значительной степени разрушенным производственным аппаратом промышленности, разоренным сельским хозяйством и практически не имея сколько-нибудь значительных сырьевых ресурсов (за исключением каменного угля), Япония уже к концу 60-х гг. смогла занять второе место в капиталистическом мир ...