Современная Япония. Промышленное производствоСтраница 2
История » Япония во второй половине ХХ века » Современная Япония. Промышленное производство
Смена модели экономического роста привела к глубокой перестройке внешнеэкономической сферы. Главным фактором явилось изменение соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего показателя. Особенно это проявилось в отношениях с новыми индустриальными странами. Один за другим Япония передает в эти страны "нижние этажи" своей промышленной структуры (главным образом сырьеемкие отрасли), развивая на своей территории все более сложные производства. С каждым годом растут поставки из этих стран в Японию различных товаров - текстиль, металлопродукция, химудобрения, некоторые виды электроники – производство которых в Японии быстро сокращается. Это в свою очередь ведет к снижению ввоза сырья и энергоресурсов для выпуска этих товаров…
Как и большинство современных постиндустриальных стран в самой Японии все большее развитие получает деятельность по оказанию различного рода у с л у г - управленческих, информационных, финансовых, медицинских, образовательных, страховых, торговля и послепродажное обслуживание… Иными словами в 3 тысячелетие Япония вступает с валовым продуктом, более чем на две трети состоящим из товаров, которые не имеют ни массы, ни линейных размеров, не обладают ни вкусом, ни запахом…
В 90-х гг. на мировом рынке японскими товарами являлись - 89 %
магнитофонов, 88 копировальных машин, 87 часов, 86 кассовых аппаратов, 79 микроволновых печей, 77 электронных калькуляторов… 90% видеоаппаратуры. Ее валовой национальный продукт превзошел ВНП Англии и Франции вместе взятых. Она по-прежнему лидирует в темпах роста…
Однако эта ситуация сохранялась только до конца 90-х гг. ХХ в. Финансовый кризис 1997 г., начавшийся в странах Юго-Восточной Азии, очень быстро перекинулся и на другие регионы современного мира. Не обошел он и Японии. Правда, необходимо отметить, что застойные явления здесь начали проявляться еще задолго до нынешнего кризиса. – в конце 80-х гг. ХХ в. В 1990-1996 гг. среднегодовой рост составлял лишь 1 %. Контраст по сравнению с 80-ми годами очень разительный. Тогда среднегодовые темпы составляли 4 %, а в 70-х гг. еще выше.
Развитие индустрии тогда шло так стремительно, что это и поныне поражает воображение. В станкостроении, например, Японии потребовалось всего лишь десять лет, чтобы, начав почти с нуля, выйти в лидеры. Или другой пример, в 1965 году из Японии было экспортировано только 100 тыс. автомобиле. В 1975 г. этот показатель подскочил до отметки 1,8 миллиона, а в 1985 г. превысил уровень четырех миллионов /Сатубалдин, 2000, с. 425/.
Взяв на себя роль посредника между Западом и развивающимся миром, Япония успешно ее играла, наводнив своими товарами рынки Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. Затем, закрепившись на рынках Европы и США, она окончательно превратила свою экономику в экспортноориентированную. Без каких либо натяжек можно сказать, что бум японской экономики в 70-80-х гг. ХХ в. определил мировое экономическое развитие. По данным современных экономистов, в середине 80-х гг. восемь из десяти крупнейших банков мира были японскими.
Однако со временам обнаружились естественные пределы эффективности такого подхода. Оказалось, что превратить всю Японию в технополис ХХ1 века, сбросив традиционные отрасли в другие страны, невозможно. Во-первых, всей емкости мирового рынка высоких технологий будет недостаточно того, чтобы поддержать высокие темпы роста ее экономики. Во- вторых, рынок высоких технологий, в отличие от рынка товаров массового спроса, чрезвычайно политизирован и связан со стратегическими интересами безопасности ведущих стран. На таком рынке свободная конкуренция немыслима.
Многие современные специалисты считают, что Японии ничего не остается, кроме как опять развивать традиционные отрасли, ориентированные на экспорт. Однако многие ниши сейчас оказались недоступными. В 80-е гг. в среднем около трети реального прироста ВВП страны обеспечивалось экспортом. Однако, лишившись из-за роста зарплаты возможности торговать по низким ценам, Япония начала терять лидерство в экспорте. Сначала был почти полностью утрачен рынок текстиля, захваченный "азиатскими тиграми", а затем Китаем. То же самое произошло со сталью и прокатом, судами, автомобилями, бытовой электроникой, компьютерами и кондиционерами. И острота конкуренции не спадает, о чем говорит тот факт, что в начале 2002 г. Южная Корея, обойдя Японию по объемам судостроения, стала единоличным лидером отрасли /там же, с. 426/. В ответ на новые реалии мирового рынка государство и корпорации вынуждены были заняться структурной перестройкой промышленности, сворачивать традиционные производства, частично перенося их в страны с дешевой рабочей силой и сосредоточив в самой Японии отрасли с высокой долей добавленной стоимости /там же, с. 426/.
Радзивиллы – великий княжеский
род. История рода и его представителей
Род князей Радзивиллов относится к числу наиболее могущественных магнатских родов. На протяжении многих столетий они играли исключительно важную роль в политической, социально-экономической и культурной жизни Беларуси, Литвы, Польши, Украины. Этот род находился в родственных отношениях со многими аристократическими фамилиями Великого Кн ...
Возникновение Галицко-Волынского княжества.
Юго-западные русские княжества – Владимиро-Волынское и Галицкое – вошли в состав Киевской Руси в конце Х в., но политика великих киевских князей не получила признания у местной знати, и уже с конца XI в. начинается борьба за их обособление, несмотря на то, что Волынь не имела собственной княжеской династии и традиционно была связана с К ...
Объективные и субъективные причины временных неудач Красной армии в
начальный период войны
Следует назвать основные причины временных неудач Красной армии в начале войны:
· экономические и военно-стратегические преимущества Германии;
· опыт ведения современной войны и превосходство немецкой армии в техническом оснащении;
· просчеты сталинского руководства в оценке реальной военной обстановки;
· перевооружение Красной арми ...