FullHistoria

Подробно о истории

Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )
Страница 1

История » Права человеческого общества в историческом прошлом » Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )

Позже индийские санскары или “церемонии”, “таинства”, обозначающее “внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека” или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет “развития” древнеиндийского общества, нашли отражение в дошедших до нас “Законах Ману” с толкованиями средневековых индийских комментаторов.

Интересным представляется обычай продолжения рода человеком, прекратившим свое существование посредством передачи наследственного материала одним из своих родственников.

V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая - обеспечить умершего номинальными приношениями. [8] и там же о значимости знаний присущих и накопленных с претензией на поздний Ламаркизм

Из двух [отцов] - дающего рождение и дающего знание Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире. [8] полученных и приобретаемых

153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде (mantrada) является его отцом, ибо всегда говорили несведущему "дитя", а обучающему Веде — "отец". [8] и выраженных в уважении к стремлению их получения

[Величие достигается] ни летами, ни сединами, ни богатством, ни родственниками Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть [священные тексты] (anucana), тот для нас велик. [8]и с другой стороны в признании невозможности достижения совершенства

155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев — от доблести, у вайщиев - от богатства зерном и только у щудр — от возраста.

31. Изучение Веды, аскетизм, знание, чистота, обуздание органов чувств, исполнение дхармы, размышление о душе - признаки качества благости.

33. Алчность, леность, нерешительность, жестокость, неверие (nastikya), ведение дурной жизни, попрошайничество и небрежность - признаки качества темноты.

104. Аскетизм и священное знание * - лучшие средства обеспечения блаженства для брахмана; посредством аскетизма он убивает грех, посредством священного знания он достигает бессмертия. [8]

Продолжается разделение людей уже на социальные группы ( варны ) с присущей каждой из них своей роли в индуистском обществе того времени:

321. Огонь произошел от воды*, кшатрий - от брахмана, железо — от камня, всепроникающая энергия тех [первых] угасает в отношении источников своего существования *.

326. Вайщию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью * и особенно разведением скота.

413. Но щудру, купленного или некупленного*, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан самосущим для услужения брахману. [8]

С самого верху проводится религиозное закрепление порядка повиновения со ссылкой на того, кто вездесущ и не осязаем.

91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры — служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением *. [8]

Сверху устанавливаются жесткая иерархия с возникающим прообразом механизма государства, основанного на принуждении и подчинении одних другими

418. Надо ревностно побуждать вайщиев и щудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир. [8]

и связанный с этим механизм взаимозависимости ветвей власти.

322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином. [8]

А с другой стороны, точнее снизу, закрепляются общности связанных близкой степенью родства друг с другом людей и устанавливается запрет на переход из одной варны в другую.

24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].

Страницы: 1 2

Возникновение Русской Правды. Источники
В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Пра ...

Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе
Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со странами СНГ. Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект "О формировании Евразийского союза государств&q ...

Управление. Князь
В.Л.Янин и М.Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити­ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало.[7] М.П. Толочко пишет о том, что "верховным гла­вой" в Киеве являлся велик ...