Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )Страница 1
История » Права человеческого общества в историческом прошлом » Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )
Позже индийские санскары или “церемонии”, “таинства”, обозначающее “внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека” или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет “развития” древнеиндийского общества, нашли отражение в дошедших до нас “Законах Ману” с толкованиями средневековых индийских комментаторов.
Интересным представляется обычай продолжения рода человеком, прекратившим свое существование посредством передачи наследственного материала одним из своих родственников.
V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая - обеспечить умершего номинальными приношениями. [8] и там же о значимости знаний присущих и накопленных с претензией на поздний Ламаркизм
Из двух [отцов] - дающего рождение и дающего знание Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире. [8] полученных и приобретаемых
153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде (mantrada) является его отцом, ибо всегда говорили несведущему "дитя", а обучающему Веде — "отец". [8] и выраженных в уважении к стремлению их получения
[Величие достигается] ни летами, ни сединами, ни богатством, ни родственниками Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть [священные тексты] (anucana), тот для нас велик. [8]и с другой стороны в признании невозможности достижения совершенства
155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев — от доблести, у вайщиев - от богатства зерном и только у щудр — от возраста.
31. Изучение Веды, аскетизм, знание, чистота, обуздание органов чувств, исполнение дхармы, размышление о душе - признаки качества благости.
33. Алчность, леность, нерешительность, жестокость, неверие (nastikya), ведение дурной жизни, попрошайничество и небрежность - признаки качества темноты.
104. Аскетизм и священное знание * - лучшие средства обеспечения блаженства для брахмана; посредством аскетизма он убивает грех, посредством священного знания он достигает бессмертия. [8]
Продолжается разделение людей уже на социальные группы ( варны ) с присущей каждой из них своей роли в индуистском обществе того времени:
321. Огонь произошел от воды*, кшатрий - от брахмана, железо — от камня, всепроникающая энергия тех [первых] угасает в отношении источников своего существования *.
326. Вайщию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью * и особенно разведением скота.
413. Но щудру, купленного или некупленного*, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан самосущим для услужения брахману. [8]
С самого верху проводится религиозное закрепление порядка повиновения со ссылкой на того, кто вездесущ и не осязаем.
91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры — служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением *. [8]
Сверху устанавливаются жесткая иерархия с возникающим прообразом механизма государства, основанного на принуждении и подчинении одних другими
418. Надо ревностно побуждать вайщиев и щудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир. [8]
и связанный с этим механизм взаимозависимости ветвей власти.
322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином. [8]
А с другой стороны, точнее снизу, закрепляются общности связанных близкой степенью родства друг с другом людей и устанавливается запрет на переход из одной варны в другую.
24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].
Положения 19 февраля 1861г.. «Манифест
о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских
обывателей и об устройстве их быта».
Манифест 19 февраля явился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу. На положения манифеста опирались прочие законодательные акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации (правовые акты и государственные органы).
Манифест определял цель реформы: « .крепостные люди получат в свое врем ...
Москва и Европа. Истоки и последствия Смутного времени
Святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, умученный поляками за свою непреклонную патриотическую деятельность, был на пороге XVII в. достойным преемником древних митрополитов, созидателей русской государственности.
Заслуга его еще ценнее, так как он оказался одиноким среди разбушевавшейся смуты, одновременно защищая попираем ...
Итоги крещения Руси, его политическое и культурное значение
Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до ХVI века).[46]
Появление понятия «русский народ» неотделимо от п ...