Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )Страница 1
История » Права человеческого общества в историческом прошлом » Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )
Позже индийские санскары или “церемонии”, “таинства”, обозначающее “внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека” или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет “развития” древнеиндийского общества, нашли отражение в дошедших до нас “Законах Ману” с толкованиями средневековых индийских комментаторов.
Интересным представляется обычай продолжения рода человеком, прекратившим свое существование посредством передачи наследственного материала одним из своих родственников.
V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая - обеспечить умершего номинальными приношениями. [8] и там же о значимости знаний присущих и накопленных с претензией на поздний Ламаркизм
Из двух [отцов] - дающего рождение и дающего знание Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире. [8] полученных и приобретаемых
153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде (mantrada) является его отцом, ибо всегда говорили несведущему "дитя", а обучающему Веде — "отец". [8] и выраженных в уважении к стремлению их получения
[Величие достигается] ни летами, ни сединами, ни богатством, ни родственниками Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть [священные тексты] (anucana), тот для нас велик. [8]и с другой стороны в признании невозможности достижения совершенства
155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев — от доблести, у вайщиев - от богатства зерном и только у щудр — от возраста.
31. Изучение Веды, аскетизм, знание, чистота, обуздание органов чувств, исполнение дхармы, размышление о душе - признаки качества благости.
33. Алчность, леность, нерешительность, жестокость, неверие (nastikya), ведение дурной жизни, попрошайничество и небрежность - признаки качества темноты.
104. Аскетизм и священное знание * - лучшие средства обеспечения блаженства для брахмана; посредством аскетизма он убивает грех, посредством священного знания он достигает бессмертия. [8]
Продолжается разделение людей уже на социальные группы ( варны ) с присущей каждой из них своей роли в индуистском обществе того времени:
321. Огонь произошел от воды*, кшатрий - от брахмана, железо — от камня, всепроникающая энергия тех [первых] угасает в отношении источников своего существования *.
326. Вайщию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью * и особенно разведением скота.
413. Но щудру, купленного или некупленного*, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан самосущим для услужения брахману. [8]
С самого верху проводится религиозное закрепление порядка повиновения со ссылкой на того, кто вездесущ и не осязаем.
91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры — служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением *. [8]
Сверху устанавливаются жесткая иерархия с возникающим прообразом механизма государства, основанного на принуждении и подчинении одних другими
418. Надо ревностно побуждать вайщиев и щудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир. [8]
и связанный с этим механизм взаимозависимости ветвей власти.
322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином. [8]
А с другой стороны, точнее снизу, закрепляются общности связанных близкой степенью родства друг с другом людей и устанавливается запрет на переход из одной варны в другую.
24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].
Общественный строй восточных славян, роль общины и городов.
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусско ...
Сельское хозяйство
На начало 90-х гг. в Японии насчитывалось 4,2 млн. сельских дворов, население которых составляло почти 19 млн. человек или 15,5 % всего населения страны. Число занятых в этой отрасли постоянно сокращается.
В 1989 г. доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 2 %, в экспорте – 0,4%, в импорте 12,6%. Обрабатываемые земли з ...
И.В. Сталин возглавляет работу Кавказского союзного комитета РСДРП
В Батуме Сталин развертывает кипучую революционную работу: устанавливает связи с передовыми рабочими, создает социал-демократические кружки, лично ведет ряд кружков, налаживает нелегальную типографию, пишет пламенные листовки, печатает и распространяет их, руководит борьбой рабочих на заводах Ротшильда и Манташева, организует революцион ...
