FullHistoria

Подробно о истории

Образование.
Страница 2

История » Преобразования в области культуры в первой четверти XVIII века » Образование.

В первой четверти 18 века в России стали появляться школы, приближавшиеся по типу к начальной общеобразовательной школе. В 1714 году в ряде провинциальных городов были организованны цифирные школы. Указ Петра предписывал «всем дворянским и подьячим детям» учиться в этих школах «поголовно». Без получения свидетельства об окончании цифирной школы «жениться их не допускать и венечных памятей давать».

В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные – для обучения солдатских детей.¹

Кроме государственной профессиональной школы в начале 18 века зарождается частная, общеобразовательная школа. В 1703 году в Москве на Покровке открывается школа, руководителем которой назначается мариенбургский пастор Эрнст Глюк, необыкновенно деятельный и прекрасно образованный человек. В школе преподают грамматику, арифметику, историю, философскую мудрость, язык греческий, латинский, немецкий, французский, обучают танцам, верховой езде. Чуть позже подобные школы возникают и в других городах. Основываются и другие учебные заведения, где главным предметом были иностранные языки, включая восточные. Возникают закрытые учебные заведения – кадетские корпуса, институты благородных девиц.

Таким образом, в первой четверти 18 века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений. В 1724 году был издан Устав Академии наук, а в 1725 году, уже после смерти Петра, она открылась в Санкт-Петербурге. В ее состав входили: университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродств), типография. Вначале было мало желающих учиться и их пришлось поощрять стипендиями, а иногда и принуждать. Первый академический выпуск российских ученых состоялся в 1753 году, дав России М. В. Ломоносова, географа и путешественника С. П. Крашенинникова, естествоиспытателя С. Я. Румовского, будущих профессоров будущего Московского университета, нескольких переводчиков научной и художественной литературы.

Солдатские дети – это дети рекрутов, родившиеся во время их службы в армии. Введенная при Петре Великом рекрутская система комплектования армии предполагала пожизненную службу солдат. Отданный в рекруты, его жена и дети уже не принадлежали к прежнему сословию.

Страницы: 1 2 

Основные тенденции современного периода
Исследование современного периода развития историографии вопроса не входило в планы данной работы. Тем не менее, следует отметить некоторые особенности современного периода развития историографии. Как уже было сказано выше, историография Российской империи и Советского Союза имели ряд серьезных недостатков, когда освещали вопрос борьбы ...

Политика коммуны в области искусства и литературы
Наиболее ярко и полно политику коммуны в области искусства можно проследить по отношению к театрам, так как за короткий срок своего существования коммуна больше всего мероприятий провела по отношению к театрам. Это, вероятно, связано с тем, что театры предполагают массовое посещение, их гораздо легче использовать для пропаганды сразу же ...

Столкновение и размежевание церковной и светской юрисдикции
Экономическое и политическое развитие древнерусских земель в XII XIII вв., эволюция органов власти, управления и суда приводили к столкновению церковной и светской юрисдикции, их конкуренции и перераспределению, к слиянию ведомств или к вытеснению одних ведомств другими. Рассмотрим эту конкуренцию церковного и светского судов в двух об ...