FullHistoria

Подробно о истории

Культура петровского времени.

История » Преобразования в области культуры в первой четверти XVIII века » Культура петровского времени.

В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения».

Русское Просвещение – важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты родового, общинного уклада и средневековья со слабо развитыми феодальными отношениями, к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 века). Начало этому периоду положили «Петровские реформы».

Эпоха Просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию принятия решений, механизмы осуществления национальных задач. А это уже изменения цивилизационного уровня. Вот почему период Просвещения – важнейший этап формирования цивилизаций европейского типа. Просвещение определило содержание нового времени в европейской истории, сформировав систему ценностей, которая не только отличалась от приоритетов традиционного средневекового общества, но и бросала им вызов. Все важнейшие продвижения европейской цивилизации в два последующих века были так или иначе связаны с идеями просветителей, с культом рационального познания мира.

Методы, которыми Петр Великий выводил Россию на общеевропейскую колею, оказались типично российскими. Даже Просвещение, включая галантные манеры и цивильные костюмы, насаждалось варварскими средствами (включая пресловутый запрет на бороды). В тех условиях, однако, это оказалось единственной возможностью преодолеть яростное сопротивление влиятельных сил, не желавших принять историческую неизбежность. Просвещение впервые выводило Россию на магистральный общеевропейский путь. Вместе с тем на российской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование стало рассматриваться как обязательное, даже принудительное звено в карьере. Даже дворяне, не обделенные отцовским наследством, должны были, согласно указу Петра, «хлеба своего искать службой, учением, торгами и прочим».

Сложность петровского времени, стремление осмыслить происходившие изменения, место западного опыта в культурных преобразованиях всегда вызывали большой научный и общественно-культурный интерес к деятельности Петра 1.

В современной историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи, как времени решительного скачка в хозяйственной жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но резко ускоренного вмешательством государственной власти. Однако в литературе конца 20 века встречаются утверждения, что при Петре «…строительство новой России носило символический характер», а русская культура строилась как «склок с культуры европейской»¹. Но здесь стоит заметить, что темп перемен Петра 1 и сам механизм перемен не имеют аналогов в предыдущих веках.

Культура – слишком сложный организм, чтобы подчиняться однозначным решениям. Следует признать значительную (а в ряде культурных областей решающую) роль заимствований извне, с Запада. Но заимствование есть всеобщий закон культуры, использование которого говорит о могуществе национального духа, имеющего силу переработать, адаптировать иную культурную традицию, сделав ее своей.

Возникновение искусства и письма.
В районе Аньяна, расположенного в средней части бассейна Хуанхэ, чуть к северу от реки (северный край совр. пров. Хэ-нань), археологи в конце 20-х гг. нашего века открыли городище и могильники эпохи развитой бронзы. Раскопки позволили обнаружить огромный архив надписей на гадательных костях, расшифровка которых дала специалистам материа ...

Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли
Сразу после освобождения Китая бюрократический капитал был конфискован и передан в государственную собственность. Капиталистическую промышленность и торговлю представляли предприятия и магазины, принадлежавшие национальным капиталистам. В первое время после образования КНР капиталистический сектор оставался важной частью экономики Китая ...

Германия, Франция, Англия
Из государств, принявших за основу Римское право - Германия с ее мощным гражданским 1900-го года и уголовно-судебным уложением Карла V 1532-го; Франция с ее стойким гражданским кодексом 1804-го и уголовным 1810-го годов; остальные с похожими как братьями, иногда сестрами близнецами — конституциями, лишь Англия решила не повторять ошибок ...