FullHistoria

Подробно о истории

Второй период реформ Избранной рады
Страница 1

История » Реформы Ивана Грозного » Второй период реформ Избранной рады

Добившись полного успеха под Казанью и упрочив положение при дворе, Адашев смог вернуться к государственным преобразованиям. На втором этапе реформ завершилась перестройка центральных органов власти и возникла единая приказная система. Крупнейшие отрасли управления перешли в ведение особых приказов: внешние сношения сосредоточились в Посольском приказе, военные дела в – Разрядном, земельные дела в Поместном приказе. Старые территориальные учреждения - так называемые дворцы – не были уничтожены, но утратили своё прежнее значение. Приказная система не отличалась полным единообразием, но она отвечала потребностям политической централизации Российского государства. Боярская дума контролировала деятельность приказов, периодически посылая туда окольничих и бояр. Приказы стали разветвленной канцелярией думы. Что касается служилой бюрократии, то она сосредоточила в своих руках всё приказное делопроизводство.

Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил А. Адашев. Он принимал челобитные и проводил по ним расследование, т.о. челобитная изба стала высшим контрольным органом. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный ведал вооружёнными силами. Разбойный вёл борьбу с «лихими» людьми. Земской ведал порядком в Москве.

Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений – устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразование военно – служилой системы на втором этапе реформ обычно считают крупнейшим мероприятием Избранной рады.

Тексты важнейших приговоров этого времени сохранились не в подлиннике, а в литературном пересказе. Незадолго до своей отставки Адашев включил в официальную летопись рассказ, ставивший целью прославить его реформаторскую деятельность. Этот рассказ окрашен в апологетические тона и требует критики.

Самый важный адашевский «приговор» 1555 – 1556 гг. был посвящён кормлениям и службе. Правительство приступило к ликвидации кормлений уже в самом начале 50-х годов, и именно тогда были ликвидированы крупнейшие наместничества во внутренних уездах страны (Рязанское, Костромское и др.). Но после взятия Казани бояре «возжелали богатства», разобрали доходные кормления, а прочими кормлениями «государь пожаловал всю землю», иначе говоря, знатнейшее дворянство. Новая широкая раздача кормлений имела место в связи с первыми успехами в Ливонской войне в 1558 г. Итак, «приговор» 1555 – 1556 гг. не ликвидировал систему кормлений одним ударом. Из – за противодействия бояр и знатных дворян, пользовавшихся привилегией замещать «кормленные» должности, отмена кормлений затянулась на многие годы. Перестройка органов местного управления была осуществлена в полной мере и в сравнительно короткий срок только на Севере, где на черносошных землях жило малочисленное крестьянское население и почти совсем отсутствовало землевладение феодалов. Суд и сбор податей прежде осуществляемые здесь кормленщиками, перешли в руки «излюбленных голов», выбиравшихся населением. На черносошном севере земское самоуправление дало наибольшие преимущества не дворянам, а купцам промышленникам и богатым крестьянам. Земские органы наделялись довольно широкими полномочиями (административными, судебными, финансовыми). Они защищали на местах интересы зарождавшегося «третьего сословия» - волостной и посадской верхушки, в первую очередь.

Земская реформа, проведенная правительством Адашева, в целом как бы завершила общую перестройку аппарата государственного управления на новых сословных началах.

В центральных уездах земская реформа, начатая еще в 1539г., носила с самого начала продворянский характер. Правительство передало надзор за местным управлением губным старостам и городовым приказчикам, которых избирали из своей среды провинциальные дворяне. Губные старосты, а не наместники-кормленщики должны были теперь вершить суд по важнейшим уголовным делам. Деятельностью губных старост непосредственно руководил Разбойный приказ в Москве.

Позднее в ведение губных старост перешли и другие вопросы местного управления. В лице губных старост уездные дворяне получали орган, защищавший их сословные интересы.

В распоряжении государства не было еще ни кадров администрации, ни денег, чтобы платить жалование за гражданскую службу. Поэтому губные и земские старосты исполняли свои обязанности бесплатно. Реформы шли трудно. Пожилые и не очень здоровые люди, избранные губными старостами (предписано избирать лишь тех дворян, кто не был способен к военной службе), не горели желанием бросать свои имения и бесплатно исполнять свои трудные административные обязанности. Многие отказывались целовать крест, без чего нельзя было вступить в должность, некоторые уезжали из своих уездов в Москву. Новоявленных администраторов приходилось ловить, сажать на время в тюрьму и насильно отправлять в свои уезды.

Вслед за отменой системы кормлений в 1556 году был издан указ, регулирующий военную службу боярства и дворянства в соответствии с их вотчинами и поместьями. Это Уложение о службе также известное нам в пересказе Адашева.

Страницы: 1 2 3

Начало карьеры
Неудивительно, что после окончания Университета Дональд Трампа начинает работать в компании своего отца. Одним из самых первый проектов отца, в котором участвовал Дональд Трамп, был Swifton Village – большой комплекс из 1200 квартир в штате Огайо. Этот проект вошел в историю бизнеса, прежде всего тем, что государство профинансировало ра ...

Развитие ремесла и торговли в период феодализма
В Древней Руси помимо сельского хозяйства широкое развитие получило ремесленное производство. Как самостоятельная отрасль оно начало оформляться в VII–IX вв. Центрами ремесла являлись древнерусские города. В IX–X вв. в письменных источниках сохранилось название 25 городов, таких, как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Суздаль и др. За X ...

Они же о законе и его создателе.
Платон, подвергающими все и вся сомнению устами Сократа говорит скорее об отсутствии значительной потребности в наличии постоянных изменений законов, а при появлении об осторожном ее применении. Я полагаю, что настоящий законодатель не будет беспокоиться о принятии новых законов; т. к. в плохом государстве они бесполезны, а в хорошем и ...