Тифлис
В 1894 году Иосиф поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Здесь были строгий порядок и почти военная дисциплина. Неудивительно, что семинарии в России воспитывали не только верных слуг режима и церкви, но и революционеров.
Семинария, несомненно, повлияла на Сталина и в другом отношении, - она развила и ранее свойственные ему изворотливость, хитрость, грубость. Догматизм и нетерпимость, а также присущий его статьям и выступлениям стиль катехизиса также сложились, бесспорно, не без влияния церковного образования. С ранней молодости Сталин был начисто лишен чувства юмора. «Это странный грузин, - говорили позднее его друзья по семинарии. - Он совершенно не умеет шутить. Он не понимает шуток и отвечает руганью и угрозами на наиболее невинные».
В тифлисской духовной семинарии учился он хуже, однако отнюдь не потому, что внезапно поглупел. А только лишь потому, что по мере взросления круг его интересов резко расширялся, чему в колоссальной степени способствовали как хорошая библиотека самой семинарии, развитие книгоиздательства в Российской империи, так и пребывание в столичном городе. Сталин стал много читать произведений русской и грузинской классики, различной переводной литературы, а также так называемой «запрещенной литературы». В архиве тифлисской духовной семинарии сохранился «Журнал поведения» за 1896 г., в котором есть несколько записей о чтении семинаристом Джугашвили «запрещенных книг», в частности, романов Виктора Гюго «93-й год» и «Труженики моря». За чтение запрещенной в семинарии литературы Сталина неоднократно наказывали длительным карцером. Инспектор семинарии Гермоген в марте 1897 г. записал в «Журнале поведения», что «Джугашвили уже в 13-й раз замечен за чтением книг из «Дешевой библиотеки» (была такая популярная серия - А.М.) и у него отобрана книга «Литературное развитие народных рас». В это же время он стал приобщаться и к чтению литературы социал-демократического направления. Стал читать произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, Чернышевского, Бакунина, Кропоткина, Плеханова, Каутского, Лафарга, а чуть позже и Ленина. В конце концов, жизненные приоритеты Сталина резко изменились, и он потерял всякий интерес к учебе в семинарии, все более уходя в революционную деятельность. В результате в 1899 г. он был исключен из семинарии. Сталин сам впоследствии не раз говорил, что его «вышибли» из семинарии за пропаганду марксизма». Так что с точки зрения голого факта - действительно, Сталин не завершил обучение в духовной семинарии.
Формирование и развитие
церковно-административной структуры и управления. Становление первоначальной
церковной организации на Руси
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официальн ...
Роль СССР в разгроме фашизма
Вторая мировая война завершилась полным разгромом германского фашизма и японского милитаризма. Великая Отечественная война советского народа являлась ее важнейшей составной частью. На советско-германском фронте были разбиты 607 дивизий противника. Германия потеряла в войне с СССР 10 млн. человек (80% ее военных потерь). Потери Советског ...
Теория гениальности
Политбюро, не считаясь с материальными затратами, целенаправленно и решительно вводило в жизнь народа поклонение уже мертвому телу своего вождя, любыми средствами добывалось от ученых мужей безусловных научно-обоснованных доказательств гениальности Ленина.
Так, вскоре после смерти Ленина у Политбюро зародилась идея организовать секретн ...