FullHistoria

Подробно о истории

Тифлис

История » Иосиф Виссарионович Сталин и его окружение » Тифлис

В 1894 году Иосиф поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Здесь были строгий порядок и почти военная дисциплина. Неудивительно, что семинарии в России воспитывали не только верных слуг режима и церкви, но и революционеров.

Семинария, несомненно, повлияла на Сталина и в другом отношении, - она развила и ранее свойственные ему изворотливость, хитрость, грубость. Догматизм и нетерпимость, а также присущий его статьям и выступлениям стиль катехизиса также сложились, бесспорно, не без влияния церковного образования. С ранней молодости Сталин был начисто лишен чувства юмора. «Это странный грузин, - говорили позднее его друзья по семинарии. - Он совершенно не умеет шутить. Он не понимает шуток и отвечает руганью и угрозами на наиболее невинные».

В тифлисской духовной семинарии учился он хуже, однако отнюдь не потому, что внезапно поглупел. А только лишь потому, что по мере взросления круг его интересов резко расширялся, чему в колоссальной степени способствовали как хорошая библиотека самой семинарии, развитие книгоиздательства в Российской империи, так и пребывание в столичном городе. Сталин стал много читать произведений русской и грузинской классики, различной переводной литературы, а также так называемой «запрещенной литературы». В архиве тифлисской духовной семинарии сохранился «Журнал поведения» за 1896 г., в котором есть несколько записей о чтении семинаристом Джугашвили «запрещенных книг», в частности, романов Виктора Гюго «93-й год» и «Труженики моря». За чтение запрещенной в семинарии литературы Сталина неоднократно наказывали длительным карцером. Инспектор семинарии Гермоген в марте 1897 г. записал в «Журнале поведения», что «Джугашвили уже в 13-й раз замечен за чтением книг из «Дешевой библиотеки» (была такая популярная серия - А.М.) и у него отобрана книга «Литературное развитие народных рас». В это же время он стал приобщаться и к чтению литературы социал-демократического направления. Стал читать произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, Чернышевского, Бакунина, Кропоткина, Плеханова, Каутского, Лафарга, а чуть позже и Ленина. В конце концов, жизненные приоритеты Сталина резко изменились, и он потерял всякий интерес к учебе в семинарии, все более уходя в революционную деятельность. В результате в 1899 г. он был исключен из семинарии. Сталин сам впоследствии не раз говорил, что его «вышибли» из семинарии за пропаганду марксизма». Так что с точки зрения голого факта - действительно, Сталин не завершил обучение в духовной семинарии.

История Армении
Армения тысячелетиями была зажата между крупными воюющими государствами, а порой Армения страдала и от внутренних врагов, и не обходилось без жертв. Люди Армении спасались бегством, уходя со своей земли - вместе с изменением границ страны или по прихоти заморских завоевателей. Национальные границы, исторические и современные, являются с ...

Быт.  
Восточные племена славян жили «каждый своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». Единство рода, связь племен поддерживалась единым родоначальником, эти родоночальники носили разные названия- старцев, владык, жупанов, князей и прочих; последнее название, как видно, было особенно в употреблении у славян русских и ...

Роль крупного южно-кыргызского феодала Алымбека-датки в жизни Кокандского ханства Атаке-бий
Одной из крупнейших политич-их фигур ханства был наместник в Андижанском вилайете Алымбек-датка. Будучи родоправителем южных кыргызов из рода барт племени адыгене, он практич-ки был верховным правит-ем всего Алая. При Худояр-хане Алымбек становится влиятельным придворным. От требует от сев. кырг-их племен подчинения Коканду. Он собиралс ...