FullHistoria

Подробно о истории

Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.).
Страница 2

История » Культура Китая в X-XIII веках » Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.).

Чжан Цзай подверг резкой критике даосские и буддийские трактовки таких понятий, как «пустота», их представление о со­знании как источнике феноменального мира, а также их теорию познания мира. Свое учение он сводил к зависимости знания от чувственного восприятия «вещей», которое рождается посредством контакта духовной, внутренней субстанции человека с внешним миром.

Обобщение взглядов своих предшественников, в особенности братьев Чэн, осуществил Чжу Си. Если они, выступая в разной мере и по разным поводам с критикой буддизма и даосизма, уже произвели, каждый по-своему, синтез древнего конфуцианства с учением своих оппонентов, заимствуя их космогонические построения и философские спекуляции, то Чжу Си придал неоконфуци­анству универсальный и систематизированный характер. Учение приобрело ярко выраженную этическую интерпретацию, а доми­нанта неоконфуцианства оберну­лась этическим универсализмом: любой аспект бытия трактовался в Моральных категориях, единых для Космоса и общества. Тем са­мым было снято противоречие между даосско-буддийской куль­турой и конфуцианством в трак­товке характера общения приро­ды и человека как двух сторон единого мира.

Подводя итоги своим искани­ям, Чжу Си утвердил тезис о вечности первопринципа — ли, неразрывно связанного с катего­ рией ци. В доктрине всеобщнос­ти и единства космологических и моральных принципов Чжу сделал упор на проблемы натуры человека, этики и любви. В отличие от буддизма, искавшего пу­ти к идентификации индивидуума с абсолютом, он проповедо­вал могущество человеческих знаний. Утверждая, что сущность знания — в «постижении вещей», Чжу Си трактовал это положе­ние в духе чань-буддизма: постичь истину возможно вследствие интуитивного озарения и внезапного просветления.

В 1241г. Чжу Си причислили к величайшим конфуциан­ским авторитетам, а с 1313г. неоконфуцианство уже в форме чжусианства официально включили в систему государственных экзаменов на получение ученых степеней.

Как нередко бывало в истории, выработанные в противостоя­нии с соперничающими учениями первоначально свежие и ори­гинальные мысли с возведением их в абсолютные истины стали со временем жесткой догмой. Многие идеи Чжу Си легли впо­следствии в основу имперской идеологии и стали служить укреп­лению незыблемых общественных порядков.

Страницы: 1 2 

Россия в XVIII веке: утверждение абсолютизма. Социально-экономическое и политическое развитие. Внутренняя и внешняя политика. Россия в первой четверти XVIII века. Петровские преобразования. Внутренн
1699-1700 – первая городская реформа Петра. Учреждение ратуш – органов самоуправления, которые не подчинялись воеводам 1700 – введение нового Календаря. 1703 – начала выходить первая печатная газета - Основание Санкт-Петербурга (Петропавловской крепости). - издание первого учебника «Арифметика »Магницкого 1704-1711 – восстание в Ба ...

Россия
В данном пункте приводятся нормативные акты конца позапрошлого тысячелетия и начала нынешнего без промежуточных вариаций бескрайней страны двух крайностей, России. Один из древнейших, правоустанавливающих отношения между двумя государствами, прообразов международных договоров в современном праве, которому предшествовало военное поражен ...

 Армия в древнем Египте. Предпосылки создания постоянной армии
Армия в Древнем Египте прошла долгий путь развития. Это связано с тем, что египтяне - не были воинственным народом. Они, прежде всего мирные земледельцы. В период Древнего царства государство не могло иметь единую постоянную армию, так как не было единства в самом государстве. Египет состоял из отдельных независимых областей - номов. Р ...