FullHistoria

Подробно о истории

Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.).
Страница 2

История » Культура Китая в X-XIII веках » Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.).

Чжан Цзай подверг резкой критике даосские и буддийские трактовки таких понятий, как «пустота», их представление о со­знании как источнике феноменального мира, а также их теорию познания мира. Свое учение он сводил к зависимости знания от чувственного восприятия «вещей», которое рождается посредством контакта духовной, внутренней субстанции человека с внешним миром.

Обобщение взглядов своих предшественников, в особенности братьев Чэн, осуществил Чжу Си. Если они, выступая в разной мере и по разным поводам с критикой буддизма и даосизма, уже произвели, каждый по-своему, синтез древнего конфуцианства с учением своих оппонентов, заимствуя их космогонические построения и философские спекуляции, то Чжу Си придал неоконфуци­анству универсальный и систематизированный характер. Учение приобрело ярко выраженную этическую интерпретацию, а доми­нанта неоконфуцианства оберну­лась этическим универсализмом: любой аспект бытия трактовался в Моральных категориях, единых для Космоса и общества. Тем са­мым было снято противоречие между даосско-буддийской куль­турой и конфуцианством в трак­товке характера общения приро­ды и человека как двух сторон единого мира.

Подводя итоги своим искани­ям, Чжу Си утвердил тезис о вечности первопринципа — ли, неразрывно связанного с катего­ рией ци. В доктрине всеобщнос­ти и единства космологических и моральных принципов Чжу сделал упор на проблемы натуры человека, этики и любви. В отличие от буддизма, искавшего пу­ти к идентификации индивидуума с абсолютом, он проповедо­вал могущество человеческих знаний. Утверждая, что сущность знания — в «постижении вещей», Чжу Си трактовал это положе­ние в духе чань-буддизма: постичь истину возможно вследствие интуитивного озарения и внезапного просветления.

В 1241г. Чжу Си причислили к величайшим конфуциан­ским авторитетам, а с 1313г. неоконфуцианство уже в форме чжусианства официально включили в систему государственных экзаменов на получение ученых степеней.

Как нередко бывало в истории, выработанные в противостоя­нии с соперничающими учениями первоначально свежие и ори­гинальные мысли с возведением их в абсолютные истины стали со временем жесткой догмой. Многие идеи Чжу Си легли впо­следствии в основу имперской идеологии и стали служить укреп­лению незыблемых общественных порядков.

Страницы: 1 2 

Неолитическая культура Сахалина и Курил. Послеледниковые. Формирование современной окружающей среды
В результате глобального потепления на планете в конце эпохи плейстоцена (15-12 тысяч лет назад) началось таяние ледников и вечной мерзлоты. Это привело к катастрофическому подъему уровня Мирового океана, который достиг своего пика около семи лет назад. В течение пяти тысяч лет растаял, ни много ни мало, ледовый щит Евразии, и вода в Ми ...

Смерть Сталина
1 марта 1953 года Сталина, лежащего на полу в малой столовой Ближней дачи (одна из резиденций Сталина), обнаружил сотрудник охраны Лозгачёв. Утром 2 марта на Ближнюю дачу прибыли врачи и диагностировали паралич правой стороны тела. 5 марта в 21 час 50 минут пациент умер. О смерти Сталина было объявлено 5 марта 1953 года. Согласно медици ...

Идеология и практика нового «демократического» курса. «Оттепель».
Курс на демократизацию общественно-политической жизни и деятельности стал проявляться во всех ее направлениях. Но все больше и больше этот курс определялся только политическими приемами и методами. Приведем только один пример, но довольно типичный для тех лет. Так, рост урожайности кукурузы ставился в прямую зависимость от уровня полит ...