FullHistoria

Подробно о истории

Утверждение капитализма. Развитие промышленности и сельского хозяйства

История » Антикрепостническое движение и утверждение капитализма на Украине » Утверждение капитализма. Развитие промышленности и сельского хозяйства

Несмотря на сохранение многих остатков крепостничества, «крестьянская» и другие буржуазные реформы 60—70-х годов XIX в. в целом способствовали утверждению и развитию капиталистического строя. Этот процесс сопровождался завершением промышленного переворота, то есть окончательного перехода от мануфактуры к машинной индустрии, наиболее характерными признаками, которой является применение в производстве паровых двигателей, системы машин и станков. На крупных капиталистических предприятиях — заводах и фабриках начали применять технику. Это способствовало повышению производительности труда.

Экономическое развитие Украины в рамках общероссийского хозяйства определили, прежде всего, отрасли тяжелой промышленности — угольная, железорудная, металлургическая. Благодаря интенсивному развитию Донецко-Криворожского угольно-железорудного бассейна Украина превратилась в главную угольно-металлургическую базу России. В конце XIX в. она давала половину добычи железной руды, половину общероссийской выплавки чугуна и стали, почти три четверти угля и столько же производства рельсов.

Одно из первых мест в России заняли украинские губернии и по насыщенности железными дорогами. Первая железная дорога на Украине была открыта в 1865 г. между городами Одессой и Балтой. Железнодорожное сообщение губерний Украины между собой и с губерниями России укрепляло всероссийский рынок. Увеличивалось хозяйственное значение и водного транспорта. К концу XIX в. по речкам Украины плавало 220, а к портам Азовского и Черного морей было приписано 280 пароходов.

В конце XIX в. возникли первые на Украине крупные предприятия транспортного машиностроения: Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы.

За последних два десятилетия XIX в. в Екатеринославской и Херсонской губерниях построено 17 металлургических заводов. Некоторые из них воздвигнуты на средства иноземных капиталистов: английских — завод Джона Юза с рабочим поселком Юзовка (ныне город Донецк); бельгийских — Днепровский завод в поселке Каменском (ныне город Днепродзержинск); французских — Гданцевский завод возле Кривого Рога. Русские капиталисты стали собственниками построенных тогда заводов: Брянского — возле города Екатеринослава, Дружковского и Донецко-Юрьевского — на Донбассе.

С развитием капиталистической промышленности увеличивалось количество городов Украины. Только тех, которые имели официальный статус города, насчитывалось тут в конце XIX в. 130. Фактически же настоящими городами по количеству и характеру деятельности населения были такие промышленные поселки, как Юзовка, Каменское, Кривой Рог, Никополь и другие, хотя царские власти не считали их городами. А города Одесса, Киев, Харьков, Екатеринослав насчитывали свыше 100 тысяч человек каждый.

Промышленность западноукраинских земель под властью Австро-Венгрии почти полностью находилась в руках иноземных капиталистов: германских, австрийских, даже канадских. В течение 70—80-х годов XIX в. тут также шел процесс формирования фабрично-заводской промышленности, главным образом нефтеозокеритной, лесопильной и мукомольной отраслей. На этих предприятиях стали весьма широко применяться паровые двигатели.

В целом же западноукраинские земли продолжали оставаться аграрно-сырьевым придатком промышленно развитых центральных и западных провинций Австро-Венгрии. Как и прежде, основную массу составляло крестьянство. Почти половина крестьянских хозяйств были бедняцкими. Значительно увеличилось количество1 кулацких хозяйств, где использовалась наемная рабочая сила. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалась свыше 400 тысяч наемных рабочих.

На украинских землях в составе России процесс/социального расслоения крестьянства в условиях капиталистического развития был еще более заметным. В конце XIX в. кулаки составляли около четверти сельского населения, сосредоточив в своих руках почти 40 процентов крестьянских земель и свыше 50 процентов скота. Отдельные кулацкие хозяйства (особенно на юге Украины) достигли размеров больших помещичьих имений (по тысяче десятин земли и больше).

Половину всего количества крестьян составляли бедняки. Оставляя родные места, они нанимались на фабрики и заводы, работали в кулацких и помещичьих хозяйствах. В среднем на один крестьянский двор приходил ось 10 десятин, а на одно помещичье имение — 507 десятин земли.

К концу XIK в. на Украине насчитывалось до 2 миллионов сельскохозяйственных рабочих. Типичной картиной пореформенной жизни были толпы бедняков, ищущих заработка. В поисках лучшей доли крестьяне начали в массовом порядке переселяться в Сибирь и на Дальний Восток.

Философия власти, общества и взаимозависимости «верхов» и «низов»
Здесь очень важно обратить внимание на то, насколько гармонично феодальная структура децентрализованного военно-политического образования вписывается в привычные для всего Востока принципы охарактеризованного некогда К. Марксом «азиатского» (государственного) способа производства. Если использовать этот марксистский аналитический термин ...

Социалистическое преобразование сельского хозяйства
После проведения аграрной реформы сельское хозяйство Китая было представлено капиталистическими хозяйствами богатых крестьян и огромным морем индивидуальных крестьянских хозяйств. Реформа освободила крестьян от феодальной эксплуатации и угнетения и улучшила их положение. Трудовой энтузиазм крестьян вызвал скачок в сельскохозяйственном ...

Возникновение Владимиро-Суздальского княжества.
Древняя Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в судьбе России: здесь исток национального государства, отечественной культуры и духовной силы. Владимиро-Суздальское княжество – типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшее большую территорию – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ...