FullHistoria

Подробно о истории

Царские реформы в отношении крестьянства. Антикрепостническая и антисамодержавная агитация революционеров-демократов. Андрей Красовский

История » Антикрепостническое движение и утверждение капитализма на Украине » Царские реформы в отношении крестьянства. Антикрепостническая и антисамодержавная агитация революционеров-демократов. Андрей Красовский

Всевозрастающее движение крестьян заставило Александра II сделать вывод о том, что лучше их освободить «сверху», чем ждать, пока они добьются своего «снизу». Но поскольку реформу об освобождении крестьян от крепостного права по поручению самодержца подготовили сами помещики, они сделали все, чтобы сохранить свои привилегии. И действительно, объявленная 19 февраля 1861 г. так называемая крестьянская реформа сохранила помещичье землевладение и почти всюду уменьшила те мизерные наделы, которыми крестьяне пользовались до реформы и которые и ранее не обеспечивали их жизненных потребностей. Горько вздыхали тогда крестьяне: «Поле такое, что и курице лапой негде ступить», «Дожились до того, что хоть посреди хаты пахать». К тому же за полученную в собственность землю и личное освобождение от крепостнической зависимости «землепашцы вольные» должны были выплачивать помещикам большой выкуп.

Бывшие крепостные на Украине вследствие реформы 1861 г. потеряли 1 миллион десятин, или 15 процентов общей площади земли, которой пользовались ранее. Для государственных крестьян была разработана отдельная реформа, по которой они получали право выкупать свой надел, а перед этим должны были, как и раньше, выплачивать государству ежегодно большой оброчный налог. Большинство крестьян получило тогда такие малые наделы (меньше десятин), что не могло прокормить свою семью.

Понятно, что обремененное многочисленными крепостническими пережитками «освобождение» не удовлетворило крестьян и вызвало их справедливое возмущение. Против грабительских условий крестьянской реформы решительно выступили революционеры-демократы. В своей революционной агитации они широко использовали «Кобзарь» Т.Г. Шевченко, изданный в Петербурге на украинском и русском языках (1860). Как и великие русские революционные демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, призывавшие народные массы к топору, Шевченко предлагал «збудить хиренну волю».

В 1861 г. редактировавшийся Чернышевским и Добролюбовым журнал «Современник» напечатал в переводе на русский язык поэму Тараса Шевченко «Гайдамаки». В примечании от редакции объяснялось, что слово «колиивщина» соответствует русскому «пугачевщина». Тем самым «Современник» указывал на общность путей антикрепостнической борьбы украинского и русского народов, призывал усилить ее в новых исторических условиях. Таким образом, произведения Шевченко служили единению революционных сил России и Украины.

Активно популяризовал произведения Шевченко и заграничные издания Герцена среди трудящихся преподаватель Киевского военного училища подполковник А. А. Красовский. Узнав, что расположенные в городе войска должны быть направлены на подавление крестьянского движения, Красовский составил (с использованием материалов герценовского «Колокола»), переписал в нескольких экземплярах и распространил среди солдат воззвание с призывом не принимать участие в расправах над народными массами: «Приказ сечь своих и стрелять в них за то, что они желают земли и воли, пускай он будет приказом и самого царя, все же он приказ проклятый. Исполнять его ни в коем случае не нужно .» Эти революционные призывы нашли поддержку у многих солдат. Царские власти отправили Красовского на каторгу в Сибирь. Там он вскоре погиб.

Последствия ордынского владычества
Имея в виду последствия монголо-татарского ига для Руси, необходимо отметить, что оно привело к длительному упадку в экономическом, политическом и культурном развитии русских земель, положило начало отставанию их от передовых западноевропейских стран. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территор ...

Гипотезы и научные объяснения этнонима «кыргыз»
Ученые расчленяя этноним «кыргыз» на основные части и используя лингвистические и ономастические методики исследования выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки этого слова. Например: 1. кырк-уйс (кырк-жуз) сорок сотен – В. Радлов. 2. кырк-эр (кырк-киши) сорок человек Ахмед Тоган. 3. Кара-гыз черноволосый народ, Д. Айт ...

Взаимоотношения кыргызских племен с цинским Китаем в XVII – начале XIX в.
Стремясь установить нормальные политические и экономические отношения с Цинами, кырг-ие племена направляют свои посольства в Пекин с просьбой закрепить за ними их прежние кочевья, отобранные калмакскими феодалами, с предложениями наладить торговлю (мясо, шкуры и шерсть, производимые кыргызами имели хороший спрос в Китае). Первыми послан ...