FullHistoria

Подробно о истории

Крестьянское и революционно-демократическое движение. Подъем революционной активности крестьянских масс. Харьковско-Киевское тайное общество
Страница 1

История » Антикрепостническое движение и утверждение капитализма на Украине » Крестьянское и революционно-демократическое движение. Подъем революционной активности крестьянских масс. Харьковско-Киевское тайное общество

В

конце 50-х годов XIX в. вследствие кризиса феодально-крепостнической системы хозяйствования в России создалась такая социально-экономическая и политическая обстановка, которую В. И. Ленин назвал революционной ситуацией. Значительной активностью антикрепостнического движения в тот период отличалась Украина. Тут «бунтовали» крепостные крестьяне и рабочие во всех губерниях.

В Киевской губернии, например, крестьянское движение в 1855

г.

охватило 422 села с населением 180 тысяч человек. Поводом для восстания послужили слухи о вроде бы припрятанном помещиками царском указе, по которому крепостной станет свободным, если запишется в казаки для участия в

Крымской войне. Десятки тысяч крепостных отказались работать на помещиков и объявили себя вольными казаками. Они заявили, что не будут подчиняться помещикам, а от властей потребовали, чтобы их ознакомили с содержанием царского указа об освобождении от барщины. Не поверив, что такого указа нет, повстанцы стали громить помещичьи усадьбы и помещения царских чиновников. Вооруженные косами, топорами, палками, самодельными пиками, они даже вступали в стычки с войсками. Только крупным соединениям конницы, пехоты и саперов удалось подавить это движение, получившее название «Киевской казатчины».

Но не успели прийти в себя перепуганные насмерть своими крепостными помещики Киевщины, как весной следующего года новая волна крестьянского движения захлестнула Екатеринославщину и Херсонщину. Среди крестьян распространились слухи о том, будто царь издал указ, по которому крепостные, желающие переселиться на Крымский полуостров, получат волю и государственную помощь. Активно распространяли такие слухи недавние участники «Киевской казатчины». Стремление освободиться от крепостной зависимости было настолько сильным, что крестьяне бросали свои жилища и шли в Крым. Участников похода «В Таврию за волей» (так стало именоваться это движение), вооруженных косами, цепами, топорами, не могли остановить ни отряды полиции, ни войска. К лету 1856 г. возле Перекопского перешейка, с которого начиналась Крымская земля и где были выставлены заслоны царских войск, собралось несколько тысяч пришлых крестьян. Только бросив против крепостных-переселенцев большое количество войск, арестовав и подвергнув военному суду самых активных организаторов самовольного переселения в Крым, царизм подавил и это массовое антикрепостническое движение украинского крестьянства.

В том же 1856 г. примерно полтора десятка студентов Харьковского университета во главе с Я. Бекманом, М. Раевским, М. Муравским, П. Завадским и П. Ефименко организовали тайное политическое общество, целью которого было «осуществить общий переворот в России, начав с освобождения крестьян». Через два года группа участников общества переехала в Киев и продолжала учебу в Киевском университете. Тут они тоже занялись нелегальной революционной деятельностью, поддерживая тесные связи с товарищами, которые остались в Харькове. Тайное общество стало именоваться Харьковско-Киевским.

Члены общества выпускали нелегальные рукописные журналы «Свободное слово» (в Харькове) и «Гласность» (в Киеве), распространяли революционные воззвания, организовывали на общественных началах школы для обучения грамоте взрослого населения, используя их также и для революционной пропаганды. Тесные контакты были установлены с нелегальными студенческими кружками и прогрессивными деятелями Москвы, Петербурга, Екатеринослава, Казани. Программа общества ставила задачу идейно готовить крестьян и солдат к свержению революционным путем самодержавно-крепостнического и установления республиканско-демократического строя. 14 декабря 1859 г. один из членов общества произнес речь в честь годовщины восстания декабристов и провозгласил здравицу за тех, кто пошел их революционным путем. А вскоре в январе 1860

Страницы: 1 2

Сократовский метод
Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется своим методом, вошедшим как искусство диалектического спора. Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии о самодвижении. Знаменитые сократические беседы, о которых писал его ученик Ксенофонт в своих "Воспоминаниях о Сократе", носят нравственный х ...

Исторические условия принятия Правды Ярославичей
Правда Ярославичей может быть более или менее точно датирована. Съезд Ярославичей мог состояться только между 1054 и 1073 гг., так как в 1054 году умер Ярослав, а в 1073 году Святослав выгнал из Киева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославичи вместе уже никогда не собирались. За это время наше внимание обращает одна дата - 1072 ...

Победа
На Эльбе войска Красной Армии встретились с союзниками. Шли бесконечные братания, попойки. Он хорошо знал историю: русские офицеры, победив Наполеона, привезли из Европы в Россию дух вольности и основали тайные общества . Особенно раздражал его Жуков. Маршал раздавал интервью западным агентствам, все чаще забывая обязательный рефрен о ...