Рабочее движение.
История » Общественно-политическое и революционное движение в Молдавии в пореформенный период » Рабочее движение.
С развитием капиталистических отношений формируется рабочий класс. Его численность была небольшой , а положение крайне тяжелым 6 низкая заработная плата, отсутствие охраны труда и медицинского надзора. Предприниматели не несли никакой ответственности за увечья рабочих. В 1860 г. в связи с обсуждением проекта «Правил для фабрик и заводов» обследовалось положение пролетариев края. Комиссия установила, что на ремесленно-кустарных предприятиях широко используется детский труд, и предлагала запретить его в мастерских, употребляющих «материалы вредные для здоровья». Кроме того, предлагалось учредить фабричную инспекцию. Хотя эти меры не были осуществлены, тем не менее само обсуждение вопроса об условиях труда уже свидетельствовало, что перед господствующими классами встал рабочий вопрос.
В 70-х гг. в Молдавии зарождается рабочее движение, которое прошло путь от недовольства и стихийного протеста отдельных рабочих до стачек. В 1871 году на строительстве Тираспольско-Кишинёвской железной дороги в знак протеста против произвола подрядчиков и администрации рабочие прекратили работу и партиями уходили со строительства, а оставшиеся организовывали стачку. Они выдвинули требования производить оплату труда ежемесячно, а не по числу рабочих дней, прекратить перевод рабочих с одной линии на другую без их согласия, улучшить питание и др. В ходе стачки рабочие добились удовлетворению основных требований и приступили к работе.
В мае 1872 г. вспыхнула стачка на участке строительства железной дороги в районе Корнешт, где находилось свыше 1500 рабочих. Они потребовали улучшений условий труда и повышения заработной платы. После отказа администрации удовлетворить их требования рабочие направились в Кишинёв. По пути их встретили казаки. Руководители стачки Я. Бабков, А. Гурьев и другие были арестованы, остальные возвращены на место работы. Примерно такого же характера была и стачка 1875 г. в этом районе.
Первые стачки рабочих Молдавии носили стихийный, малоорганизованный характер, но они положили начало рабочему движению и этим сыграли свою роль. В 1880 г. народник Ф. Дениш организовал в Кишинёве среди железнодорожников первый пролетарский кружок, который уделял большое внимание революционной пропаганде. В него входило 25-30 рабочих. На занятиях читали народническую литературу: журналы «Община», «Вперед», «Набат», произведения В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Для оказания помощи железнодорожникам на станции Кишинёв была создана ссудно-сберегательная касса. В связи с арестом народовольцев кружок распался.
Расцвет литературы
XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедлив ...
Литовско-русский характер княжества
Новое государство строилось на весьма еще первобытной экономической основе. Господствующее значение лесных промыслов, элементарного скотоводства и сельского хозяйства при ничтожном развитии торговли устраняло возможность развития городского быта, сколько-нибудь подобного наблюдаемому в древней Руси. Землевладение, естественно, - господс ...
1870-1900 гг.
В 1871 году русское правительство приняло решение о восстановлении Севастополя как базы флота. Новая русско-турецкая война (1877-1878гг.) показала, как необходимо иметь на Чёрном море сильный флот. В 1898 году севастопольское Адмиралтейство в связи с переходом от судоремонта к судостроению стало называться Морским заводом. В 1890 году С ...
