FullHistoria

Подробно о истории

Великое княжество литовское как исторический феномен. Истоки Великого княжества Литовского

История » Великое княжество Литовское. Род князей Радзивиллов » Великое княжество литовское как исторический феномен. Истоки Великого княжества Литовского

С незапамятных времен у Варяжского моря по нижнему течению Западной Двины, по Неману и области Нижней Вислы жили литовские племена корсь, летьгола (латгалы), зимогола, жмудь (жемайты) литва, голядь, ятваги прусы. По своему языческому быту они были родственны восточным славянам. Болота и леса, покрывавшие землю этих племен, долгие годы препятствовали их общению с соседними народами.

В начале XIII века литовские племена находились в состояние полной политической раздробленности: они управлялись множеством племенных князей, окруженных своими дружинами, с которыми они делали постоянные набеги и нападения на соседние русские и польские земли. Грозная опасность со стороны агрессивных западных соседей - Левонского и Тевтонского немецких орденов заставила литовские племена стремиться к объединению. Они группировались около своих и русских князей, для того, что бы дать отпор завоевателям.

Раздробленная до тех пор Литва к 30-м годам XIII века стала складываться в государство. Выразителем объединительных стремлений у литовцев явился князь Миндовг (или Миндове), который в 30-х годах XIII века становится первым литовским князем. Он не только объединил под своею властью большинство литовских племен, но захватил также и так называемую Черную Русь - область по левым притокам Немана с городами Новгородком, Слонимом, Волковыском и Городном. Захватив русский город Новгородок (или Новгородек) в верховьях Немана, он основал в нем свое княжество и расположил свою власть на некоторые части литвы, жмуди, ятвягов и на русские волости: Полоцкую, Витебскую и отчасти Смоленскую [5, с.234].

Покоряя Русь с помощью своих литовцев, он с помощью русских распространял свое влияние и господство среди литовских князьком. Воюя с немцами, он двигал против них в одном ополчение и Литву, и русских. Так, он из литовских князей старался сблизить враждебные прежде русские и литовские племена и на их соединении построить свое государство. Это государство было еще очень непрочно и слабо; но оно давала Литве защиту от немцев, а русским – прибежище от татар, и потому оно держалось. Миндовг всю свою жизнь воевал с немцами, то, уступая им, то, снова поднимаясь на них. Опасаясь немецкого порабощения, он согласился принять крещение от немцев и за это получил от Папы королевскую корону. Акт коронации произошел 6 июля 1253 года. Он увенчал деятельность этого объединителя литовских племен, создателя государства Литовского и его первого правителя, он символизировал собой завершения долгого и сложного процесса создания древнего, самого первого государства.

Когда же обстоятельства переменились, он вернулся к язычеству и снова обрушился на немцев. Так же и по отношению к Руси Миндовг менял приемы своей политики. Являясь, порою решительным завоевателем, он иногда готов был на соглашения. Встретив могучего противника в Данииле Галицком, он замирил его уступкою некоторых земель брачным союзом, отдав свою дочь в жены Шварну Данииловичу. Не смотря, однако, на свою гибкость, Миндовг не кончил добром. Недовольные им литовские князья убили его 1263 году, но по большей части сами погибли от мести Миндовгого сына Войшелка [2, с.137].

Но, тем не менее, Литва стала субъектом политики того времени, она осуществляла самостоятельную дипломатию, участвовала в захватнических и оборонительных войнах. Литовцы стали единственной ветвью балтов, которые вошли в цивилизацию средневековой Европы со своим государством и государем – королем Миндовгом.

Их значение в истории права
Такой порядок торговых сношений Руси с Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Разностороннее культурное значение их для Руси понятно само собою: достаточно припомнить, что они были главным средством, подготовившим принятие христианства Русью и именно из Византии. Но надобно теперь же отметить в них одну сторону, которая мог ...

P.S
Конечно цензура не должна быть «чугунной», все неприятное для глаз, ушей и сердца запрещающей. Свобода слова является неотъемлемой частью здорового и справедливого государства. Но не личная свобода, отделяющая от забот общества («не спрашивай ни когда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе»), разрушающая культурный опыт, сложенный из ...

Договоры и торговля с Византией.
Ежегодно летом русские торговцы являлись в Царьград на торговый сезон, продолжавшийся 6 месяцев; по договору Игоря никто из них не имел права оставаться там на зиму. Русские купцы останавливались в предместье Константинополя у св. Мамы, где находился некогда монастырь св. Маманта. Со времени того же договора императорские чиновники отби ...