FullHistoria

Подробно о истории

Промышленный переворот в России в пореформенный период
Страница 3

История » Промышленный переворот в России в пореформенный период » Промышленный переворот в России в пореформенный период

Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности: — начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во„ Франции — в начале XIX в.); — начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны); — сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам); — не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.; — происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства. Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным.

К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:

— происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране;

— сопровождался возникновением новых отраслей промышленности

— нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;

— привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал);

— сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз);

— имел важные социальные последствия.

Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта; — чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Основные редакции Русской Правды
До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.-18), Правды Ярославичей (ст.- ...

Самое важное в браке - контракт
Первой женой Трампа стала чешская горнолыжница Ивана Зельничек. Вместе с Трампом они прожили 12 лет и развелись в 1990 году, когда муж стоял перед угрозой банкротства. В ходе бракоразводного процесса Ивана смогла отсудит у Трампа $17 млн., огромный дом и $650 000 ежемесячно на содержание троих детей. Следующей супругой Трампа стала ман ...

Визит императрицы
22мая 1787 года из Бахчисарая кортеж императрицы прибыл на Инкерманские высоты. Здесь был выстроен прекрасный павильон, в котором высоких гостей ждал обед. Во время него распахнулись шторы, и из огромного окна открылась незабываемая картина Ахтиарской бухты, освещённой яркими лучами солнца. Стоявшие в ней корабли молодого Черноморского ...