FullHistoria

Подробно о истории

Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

История » История Кыргызстана » Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

Эпос «Манас» – подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, географические и другие знания. В нем нашли яркое отражение поэтика и язык народа. «Манас» по праву называют «энциклопедией жизни кыргызского народа».

Древность эпоса подтверждается историческими сведениями, содержащимися в «Маджму-ат-таварих» – письменном памятнике XVI в. Среди исследователей пока нет единого мнения о том, когда начал формироваться эпос. М. Ауэзов и А.Н. Бернштам считали, что истоки его восходят к VII–IX вв., академик Б.М. Юнусалиев полагал, что «Манас» начал слагаться в X–XI вв. Другие склонны считать, что основные сюжеты эпоса связаны с XVII–XVIII вв., когда кыргызский народ отстаивал независимость в борьбе с Джунгарским ханством. Вероятно, все они по-своему правы. Эпос многослоен, в нем нашли отражение основные этапы истории народа – с глубокой древности по ХУШ в. включительно.

В эпосе описан один из основных символов государственной власти – знамя. У каждого предводителя было свое знамя, которое являлось знаком власти, символом чести и славы. Знамя имело четыре элемента: 1) бунчук – байрак, цвет зависит от масти принесенной в жертву лошади; 2) наконечник – желек, желтого цвета; 3) древко – туу, красного цвета; 4) полотнище – асаба, было четырех цветов: голубого – цвет неба, белого – священный, зеленого – цвет жизни, черного – цвет траура (см. рисунок).

В отличие от эпосов многих других народов «Манас» от начала до конца сложен стихами. Усилиями народных сказителей – манасчи он разрастался в грандиозную поэму, включающую в себя все новые и новые исторические события и персонажи, усложняясь в сюжетосложении. Современная эпопея – результат художественного воплощения многими поколениями талантливых акынов-манасчи почти тысячелетней истории кыргызского народа.

Первым из манасчи был один из 40 витязей Манаса Ырчи, сын Ырымана. Упоминается в эпосе Джайсын-ырчы – «биограф Манаса». Крупным манасчи считают Ноуруза (18 в.). В 16–18 в. в Кырг-не создаются циклы эпических произвед-ий, отраж-их борьбу против калмыкских феодалов. В эпосе описан один из символов госуд-ой власти – знамя. Знамя имело 4 эл-та: 1. бунчук-байрак, цвет от масти принесенной в жертву лошади, 2.наконечник желек, желтого цвета, 3. древко – туу, красного цвета, 4. полотнище – асаба. Культура кыргызского народа в XVI–XIX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Принятие мусульманства укрепляло положение кыргызских феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки и т.п. С раннего средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала руническим на согдийско-арамейской основе (VII–X вв.), затем – арабским, фарси и чагатайским. Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов.

Размещено на Allbest.ru

Стремление к служению и самопожертвованию как национальная русская черта
Тяготение к изолированности, разработке сложных планов, способность к коллективизму, самопожертвованию – вот черты психологии русских. Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуал ...

От русского менталитета к советскому
В первые годы советской власти воспитание молодого поколения было ориентировано на развитие личности, воспитание «нового человека». Впоследствии большевистское правительство вступило на противоположный путь, считая, что в тоталитарном государстве важнее подчинить личность коллективу. Советская ментальность формировалась отнюдь не тольк ...

Det Kongelige Bibliotek, K? benhavn. Пер. с фр.
3 октября 1918 г. Мария Федоровна получила от своего племянника, датского короля Кристиана Х, письмо, в котором он выражал соболезнование по поводу гибели Николая II. В ответном письме, направленном тогда же в Копенгаген, она писала: «Ужасающие слухи о моем бедном любимом Ники, кажется, слава Богу, не являются правдой, т. к. после неско ...