FullHistoria

Подробно о истории

Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

История » История Кыргызстана » Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов

Эпос «Манас» – подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинские, географические и другие знания. В нем нашли яркое отражение поэтика и язык народа. «Манас» по праву называют «энциклопедией жизни кыргызского народа».

Древность эпоса подтверждается историческими сведениями, содержащимися в «Маджму-ат-таварих» – письменном памятнике XVI в. Среди исследователей пока нет единого мнения о том, когда начал формироваться эпос. М. Ауэзов и А.Н. Бернштам считали, что истоки его восходят к VII–IX вв., академик Б.М. Юнусалиев полагал, что «Манас» начал слагаться в X–XI вв. Другие склонны считать, что основные сюжеты эпоса связаны с XVII–XVIII вв., когда кыргызский народ отстаивал независимость в борьбе с Джунгарским ханством. Вероятно, все они по-своему правы. Эпос многослоен, в нем нашли отражение основные этапы истории народа – с глубокой древности по ХУШ в. включительно.

В эпосе описан один из основных символов государственной власти – знамя. У каждого предводителя было свое знамя, которое являлось знаком власти, символом чести и славы. Знамя имело четыре элемента: 1) бунчук – байрак, цвет зависит от масти принесенной в жертву лошади; 2) наконечник – желек, желтого цвета; 3) древко – туу, красного цвета; 4) полотнище – асаба, было четырех цветов: голубого – цвет неба, белого – священный, зеленого – цвет жизни, черного – цвет траура (см. рисунок).

В отличие от эпосов многих других народов «Манас» от начала до конца сложен стихами. Усилиями народных сказителей – манасчи он разрастался в грандиозную поэму, включающую в себя все новые и новые исторические события и персонажи, усложняясь в сюжетосложении. Современная эпопея – результат художественного воплощения многими поколениями талантливых акынов-манасчи почти тысячелетней истории кыргызского народа.

Первым из манасчи был один из 40 витязей Манаса Ырчи, сын Ырымана. Упоминается в эпосе Джайсын-ырчы – «биограф Манаса». Крупным манасчи считают Ноуруза (18 в.). В 16–18 в. в Кырг-не создаются циклы эпических произвед-ий, отраж-их борьбу против калмыкских феодалов. В эпосе описан один из символов госуд-ой власти – знамя. Знамя имело 4 эл-та: 1. бунчук-байрак, цвет от масти принесенной в жертву лошади, 2.наконечник желек, желтого цвета, 3. древко – туу, красного цвета, 4. полотнище – асаба. Культура кыргызского народа в XVI–XIX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Принятие мусульманства укрепляло положение кыргызских феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки и т.п. С раннего средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала руническим на согдийско-арамейской основе (VII–X вв.), затем – арабским, фарси и чагатайским. Эпос «Манас» – вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов.

Размещено на Allbest.ru

Неолитическая культура на Курильских островах
До сегодняшнего дня Курильские острова остаются малоизученной территорией, несмотря на то, что археологические исследования на архипелаге продолжаются вот уже более лет. Археология Курильских островов отличается своеобразием, богатством и многообразием стоянок, яркой индивидуальностью находок. Все известные памятники неолита на Курилах ...

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий»
Данное Положение также играло важную роль в законодательном обеспечении реформы. В нем излагались правила: - о выкупе в собственность, вышедшими из крепостной зависимости, временно-обязанными крестьянами усадеб, отдельно от полевых угодий; - о содействии государства к приобретению теми же крестьянами в собственность, вместе с усадьбам ...

Основная часть. Нашествие с востока. Трагедия на Калке
“В 1223 году явился народ незнаемый, пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера .” Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю сво ...