FullHistoria

Подробно о истории

Формирование башкирского национального движения. Первые башкирские съезды и их решения
Страница 7

История » Национальное движение в Башкортостане (1905-1917) » Формирование башкирского национального движения. Первые башкирские съезды и их решения

Между тем борьба между сторонниками унитарного устройства России и федералистами была продолжена на II Всероссийском мусульманском съезде в июле 1917 г., хотя его трудно назвать Всероссийским, поскольку в нём не было делегатов Азербайджана, Туркестана, Крыма, выступающих за федеративную Россию. Одновременно в Казани проходили съезды мусульманского духовенства и мусульманских военных советов (шуро). объединённое заседание делегатов трёх съездов приняло решение о провозглашении культурно-национальной автономии мусульман внутренней России и Сибири и образовало коллегию по её осуществлению. В книге, посвящённой татарскому общественно-политическому деятелю Садри Максуди, утверждается, что «казанские тюрки первыми начали претворять в жизнь решения Московского Всероссийского мусульманского съезда»[58]. На деле же решения так называемого II Всероссийского мусульманского съезда во многом противоречили резолюциям I Всероссийского мусульманского съезда, и поэтому следует говорить об отходе от решений последнего. Коллегия мухтариата (автономии) во главе с кадетов Садри Максуди, образованная на съезде, своей столицей определила г. Уфу. Выбор г. Уфы столицей национально-культурной автономии «тюрко-татар» внутренней России и Сибири был продиктован желанием закрепиться в центре Башкортостана с целью распространения своего влияния на его население, а не засилием в г. Казани большевиков.

З. Валиди по пути в Петроград остановился в Казани и вёл переговоры с «руководителями съезда казанских татар» о прекращении взаимных нападок и о сотрудничестве[59]. Однако, как показывают дальнейшие события, взаимные обвинения и упрёки, борьба татарских деятелей против идеи территориальной автономии башкир не прекратились. В духе непримиримого антибашкиризма продолжало действовать мусульманское военное шуро, возникшее в мае 1917г. в г. Оренбурге. В одном из своих посланий Башкирскому шуро оно откровенно заявило: «Областное мусульманское шуро считает для себя возможным применять все средства против башкирского движения»[60]. Вполне в духе этого заявления оно организовало сбор средств среди башкирского населения под видом удовлетворения нужд Башкирского шуро. Этот шаг военного шуро был решительно осуждён на II Всебашкирском съезде.

Между тем члены Центрального шуро – З. Валиди, И. Мутин и У. Куватов, направленные в Петроград с поручением решить ряд вопросов, касающихся башкирских земель, капиталов, возвращения Караван-Сарая - башкирского народного дома в г. Оренбурге, и, самое главное, с целью прозондировать почву насчёт строительства автономной республики, встретились с министром земледелия Временного правительства В. М. Черновым и министром внутренних дел Н. Д. Авксентьевым. Рассмотрение вопросов об автономии и земле было отложено министрами Временного правительства до Учредительного собрания. Башкирской делегации удалось добиться лишь положительного решения вопроса о возвращении Караван-Сарая башкирскому народу.

Тем временем, к концу августа 1917 г. Центральное башкирское шуро завершило подготовку очередного башкирского курултая, созыв которого был продиктован прежде всего необходимостью утверждения кандидатов в члены предстоящего Учредительного собрания. II Башкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г. в г. Уфе. Проведение курултая в Уфе должно было показать необоснованность попыток сделать её центром национально-культурного мухтариата «тюрко-татар». В работе съезда приняло участие около 100 делегатов, в основном участники I съезда. В повестку Курултая были включены следующие вопросы:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Тверь
История Тверского княжества со столицей Тверь начинается в 1247 году. Летописи называют первым тверским князем Ярослава Ярославича Тверского (1223–1271), брата Александра Невского. В 1264 году тверской князь Ярослав Ярославич становится великим князем Владимирским. Занимая во второй половине 1260-х – начале 1270-х гг. помимо Тверского с ...

Самодержавие во 2 пол. XVII в.
Со 2 пол. XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. В правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в гос ...

Социальный строй. Бояре.
Вершиной Новгородской социальной лестницей являлось боярство. Оно претерпело длительную эволюцию, прежде чем стало ярко выраженным сословием. «Путь боярства отражает процесс феодализации.»[2] Со второй половины XIII века упоминаются «лучшие», «вятшие» бояре. Но уже в XIV веке исчезают всякие намеки на дифференциацию и речь идет просто ...