Пермь великаяСтраница 1
История » Ушкуйники – как особый элемент новгородской жизни » Пермь великая
Пермь- древнерусское название в XIII-XVII вв. исторической области от Уральских гор до рек Печора, Кама и Волга, населенной народом коми. Присоединена к русскому государству в 1478 году.
Пермь Великая— территория современной Коми-Пермяцкой автономной области.
Пермь Малая(Старая, Вычегодская) — территория современной республики Коми.
Советский энциклопедический словарь, М. 1987
Как мы видим, Пермская земля, в историческом смысле, мало связана с современной Пермской областью и ее центром городом Пермь, который основан в 1723 г. Впервые слово «Пермь» встречается в летописи: Повесть Временных лет. Среди народов, которые «иже дань дают Руси», названа и Пермь. Если учесть, что первые походы новгородцев на Урал проходили севернее бассейна Камы, то словом «Пермь», скорее всего, было названо население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской.
Происхождение слова «Пермь» пытались выяснить многие историки. Одна из гипотез, которая заслужила внимания - это гипотеза Д.В.Бубриха. (См. Кривощекова-Гантман А.С. Географические названия Верхнего Прикамья. Пермь. 1983). Слово «Пермь» пришло от финноязычных вепсов (в летописи еще называют этот народ весью), населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север в Заволочье. Встретившись с вепсами, новгородцы (ушкуйники) интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась «Пера ма». Вепское «Пера ма» было переделано сначала в «Перемь», а затем в «Пермь».
Это название часто встречается в письменных памятниках XIV века: в Троицкой летописи за 1321 год; при описании похода брата Ивана Калиты Юрия Даниловича в 1324 году; в «Житии Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым в 1396 г. и др.
В 1332 г. Иван Калита «возверже гнев на Новгород прося у них серебра закамьское». Иногда источники называют это серебро "закаменским", что вероятнее всего, более точно, так как имелась в виду часть дани, собираемой новгородскими дружинами в Югре – в Приобье, за Уралом, а Урал в XIV – XVII вв. русские именовали «Камень» («Каменный пояс»), дословно переводя мансийское (югорское) название гор – Нер (камень). Безусловно, что «серебро закаменское» – это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах уральских народов. Своих серебряных разработок на Урале не было.
В 1333 г. Новгородцы, скорее всего, ушкуйники, осевшие на тех землях, уступили Вычегду и Печору Москве, и здесь, на территории нынешних коми – зырян, устанавливается московский аппарат управления. В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Московского государства было закреплено деятельностью православного миссионера монаха Степана Храпа, позднее названого Стефаном Пермским. В 1383 году московский митрополит Пимен с одобрения Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая позже распространила свою деятельность и на верхнее Прикамье.
В 1364 году новгородцы, желая расширить свое влияние на Урале, предпринимает большой поход на восточной склон Камня и в Приобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на реке Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. В это время на территорию верхнего Прикамья начинает проникать русское население. Начинается стихийная русская крестьянская колонизация верхнего Прикамья. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название «Пермь» закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны в русских летописях под именем Перми Великой и назывались так официально до начала XVIII века.
В XIV - первой половине XV вв. на земли по Верхней Каме, которые считались волостями Великого Новгорода, все настойчивее посягало Московское княжество. Активная деятельность московских великих князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV века стали возникать новые русские поселения. События в Перми Великой были известны в Москве. И как только завершилась борьба с Великим Новгородом, и была получена отказная грамота на все новгородские земли. Так же и на пермские земли, московский князь Иван III организует в 1472 г. крупный военный поход на Пермь Великую. Отряд был подготовлен в Великом Устюге, в него включили «устюжан, белозерцев, вологжан, вычегжан». Руководить походом, было поручено опытному военачальнику - князю Федору Пестрому Стародубскому и устюжскому воеводе Гавриле Нелидову.
Налоговое
удушение деревни
Война и голод 1946-1947 гг. обнажили противоречия колхозно-совхозного устройства. Даже немногие более-менее крепкие общественные хозяйства были полностью обескровлены и не обеспечивали содержание работникам. По причине крайней дороговизны хлеба и расстройства личных "подсобных" хозяйств население было не в состоянии оплачивать ...
Причины Смутного времени и его начало
Семнадцатое столетие в истории нашей страны — переломное, бурное время заката Средневековья. Современники называли его «бунташным». Россия переживет крестьянскую войну — первую в своей истории, череду городских восстаний, «медный» и «соляной» бунты, выступления стрельцов, конфликт церкви и светской власти, церковный раскол. Да и начнетс ...
Стремление к служению и самопожертвованию как национальная
русская черта
Тяготение к изолированности, разработке сложных планов, способность к коллективизму, самопожертвованию – вот черты психологии русских. Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуал ...