FullHistoria

Подробно о истории

Политика коммуны в области искусства и литературы
Страница 2

История » Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения » Политика коммуны в области искусства и литературы

«Декретом о передаче театров в руки артистических коллективов» отменялись всякие субсидии и привилегии для театров, с тем, чтобы «прекратить систему эксплуатации театров одним директором или группой предпринимателей и заменить ее в кратчайший срок системой ассоциаций».[22]

Что касается живописи, скульптуры и т. д., то важным решением стало создание 14 апреля 1871 года Федерации художников.[23]

В определении коммуной места искусства в жизни общества отмечаются две тенденции: часть ратовала за авторское искусство, «освобожденное от всякой государственной опеки».[24]

Другая часть коммуны склонялась к тому, что рассматривала искусство как одно из могущественнейших средств воздействия на массы, чтобы искусство воспитывало их, популяризировало среди них идеалы коммуны.

Коммуна приглашала всех граждан вносить «любые предложения, проекты, пожелания, имеющие целью прогресс искусства».[25]

Политика коммуны по отношению к художникам была достаточно тактична и гибка. Новое правительство хотело сотрудничать со всеми, кто этого желал, и не только сотрудничать, но и вовлекать художников в орбиту своего влияния, выдвигать перед ними определенные идеалы.

Но коммуна просуществовала слишком недолго, чтобы можно было дать развернутую картину, которую можно было бы назвать ее эстетической системой. Появляющиеся в печати высказывания затрагивали частные, конкретные вопросы.

Крупных художественных произведений создано за эти 72 дня не было, зато интересные находки были в графике коммуны: встречаются карикатуры на внешних врагов, карикатуры на внутренние темы (Домье, начинающие Пилотель, Саид). Так же интересны зарисовки с натуры, наброски.[26]

Положительным моментом в деятельности коммуны было то, что она стремилась популяризовать искусство, сохранить его памятники. Но в то же время коммуна распорядилась несколько памятников разрушить. Это было сделано по политическим соображениям.

Было постановлено разрушить Вандомскую колонну как «варварский монумента, символ грубой силы и ложной славы, апологии милитаризма, отрицания международного права . посягательства на один из трех главных принципов Французской Республики – на принцип братства»[27]. Хотя колонна была поставлена в честь Наполеона I, колонна ассоциировалась в сознании масс с последним Бонапартом.

Было решено уничтожить церковь Бреа как «оскорбление памяти июньских побежденных, павших за дело народа»[28], а также постановлено, что «Площадь, на которой стоит церковь Бреа, будет называться Июньской площадью».[29]

Также коммуна постановила разрушить «вечное оскорбление первой Революции и постоянный протест реакции против народного правосудия»[30] - искупительную часовню Людовика XVI.

Однако разрушение этих памятников предполагало возведение на их месте старых памятников новых монументов, которые запечатлели бы «в памяти потомства какие-либо славные завоевания в области науки, труда или в достижении свободы».[31]

За 72 дня существования Французской Коммуны ее художественная литература не успела развиться. В газетах коммуны печатались фельетоны Пьера Везинье (1826 – 1902), посвященные борьбе французской провинции против декабрьского переворота или разоблачению дворцовых тайн II империи; неизданные повесть Эжена Сю «Жанна и Луиза» о жертвах декабрьского переворота; некоторые романы и повести безвестных авторов. Публикация почти всех этих произведений оборвалось с гибелью коммуны.

Влияние коммуны на литературу сказалось позже, в ссылке, в подполье – например, создание в июле 1871 года «Интернационала» Потье.[32]

В целом политика коммуны в области искусства и литературы была весьма активна. Коммуна видела роль искусства в идеологическом воздействии на массы. Правда, за короткий срок ее существования практически не было создано соответствующих ее духу памятников искусства и литературы. Но коммуна стремилась публиковать и ставить на сцене республиканские и революционные произведения.

Разумеется, реакционно настроенные деятели искусства отрицательно восприняли идею коммуны и устраивали саботажи. Коммуна с этим боролась, но не так активно, как хотелось бы советским историкам, которые обвиняли ее в мягкости и в том, что среди значительной части коммуны были распространены прудонистские воззрения, согласно которым искусство объявлялось независимым от «опеки государства». Создание Федераций художников и артистов стало воплощением этой идеи.

Страницы: 1 2 

Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы
Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Бюхер выступали прежде всего против марксизма, распространявшегося с необычайной быстротой среди немецкого пролетариата. В этом заключалось главное отличие новой исторической школы от старой, которая противостояла в первой половине XIX в. классической школе и утопическому социализму. В то же время ...

Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализи ...

Престолонаследие московских князей
В XIV и в первой половине XV в., московское княжество умножило свои территориальные приобретения. Политическое и национальное значение для князей. Но это был лишь один из процессов, создавших силу Москвы, - процесс, которым обозначались внешние успехи московских князей, распространение их владений и их влияния за первоначальные пределы ...