FullHistoria

Подробно о истории

Философия власти, общества и взаимозависимости «верхов» и «низов»
Страница 3

История » Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э. » Философия власти, общества и взаимозависимости «верхов» и «низов»

Организмический взгляд на социум не был в истории китайской мысли чересчур навязчивым, но подспудно он едва ли не всегда существовал и оказывал свое воздействие, постоянно напоминая о внутреннем единстве и непременной взаимозависимости верхов и низов. Но, постулируя такого рода единство и взаимозависимость и тем самым сыграв существенную роль в том, что социально-политическая структура Чуньцю не превратилась в систему замкнутых сословий, традиционный китайский взгляд на верхи и низы общества, тем не менее, всегда отчетливо видел разницу между теми и другими. И разница эта, в конечном счете, сводилась к тому, чем мыслящая голова отлична от работающих рук и ног единого организма.

Веками складывавшаяся чжоуская феодальная знать, наследственная аристократия с ее высокоразвитыми принципами и нормами ритуального церемониала, рыцарской этики и т.п. была своего рода эталоном, ориентиром для всех остальных. Однако представители правящего слоя отнюдь не всегда придерживались норм этики и соблюдали церемониал, а что касается добродетели многих его представителей, то о ней в условиях кровавых междоусобных схваток, заговоров и переворотов, коварных убийств близких родственников, включая отцов и братьев, не стоило бы всерьез и говорить, если бы не тексты, подобные «Или». Имеются в виду тексты, упорно напоминавшие о традиции, опиравшиеся на нее и тем самым укреплявшие ее, отметавшие все ее нарушения как нечто второстепенное, досадное, но не слишком существенное. Значимость такого рода текстов — а их было немало — в том, что все они как бы напоминали: жизнь есть жизнь и в ней произойти может все что угодно, но норма остается нормой. И всем новым поколениям следует ориентироваться именно на нее. При этом имелось в виду, что норма была чтимой и обязательной для всего народа, а не только для знати. Но для того, чтобы народ ориентировался на традицию, на древнюю норму и воспринимал все отклонения как досадные помехи, нужна была целенаправленная идеологическая индоктринация. И эта индоктринация стала реальным фактом жизни чжоуского Китая уже в период Чуньцю. Впрочем, для этого были и иные серьезные причины, о которых стоит сказать особо.

Страницы: 1 2 3 

Ольга (945-957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому п ...

Укрепление диктатуры пролетариата
К весне 1919 г. на основе союза рабочего класса и трудового крестьянства были достигнуты серьезные успехи в укреплении Советской власти. По всей стране прошли перевыборы волостных и сельских Советов, в ходе которых из Советов были изгнаны кулаки и их подголоски. Перевыборы показали огромный рост доверия трудящегося крестьянства к Коммун ...

Укрепление централизованного государства. Сословно-представительная монархия
1530 г.- Рождение Ивана IV Васильевича (Грозного). Январь 1547 г.- коронация Ивана IV. Принятие царского титула. Июль 1547 г.- восстание в Москве. 1549 г – созыв первого Земского собора. 1550 г.- принятие Судебника Ивана IV. 1551 г. – Стоглавый собор. 1556 г. – отмена системы кормлений. 1552 г. – взятие Казани, присоединение Каза ...