Философия власти, общества и взаимозависимости «верхов» и «низов»Страница 3
История » Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э. » Философия власти, общества и взаимозависимости «верхов» и «низов»
Организмический взгляд на социум не был в истории китайской мысли чересчур навязчивым, но подспудно он едва ли не всегда существовал и оказывал свое воздействие, постоянно напоминая о внутреннем единстве и непременной взаимозависимости верхов и низов. Но, постулируя такого рода единство и взаимозависимость и тем самым сыграв существенную роль в том, что социально-политическая структура Чуньцю не превратилась в систему замкнутых сословий, традиционный китайский взгляд на верхи и низы общества, тем не менее, всегда отчетливо видел разницу между теми и другими. И разница эта, в конечном счете, сводилась к тому, чем мыслящая голова отлична от работающих рук и ног единого организма.
Веками складывавшаяся чжоуская феодальная знать, наследственная аристократия с ее высокоразвитыми принципами и нормами ритуального церемониала, рыцарской этики и т.п. была своего рода эталоном, ориентиром для всех остальных. Однако представители правящего слоя отнюдь не всегда придерживались норм этики и соблюдали церемониал, а что касается добродетели многих его представителей, то о ней в условиях кровавых междоусобных схваток, заговоров и переворотов, коварных убийств близких родственников, включая отцов и братьев, не стоило бы всерьез и говорить, если бы не тексты, подобные «Или». Имеются в виду тексты, упорно напоминавшие о традиции, опиравшиеся на нее и тем самым укреплявшие ее, отметавшие все ее нарушения как нечто второстепенное, досадное, но не слишком существенное. Значимость такого рода текстов — а их было немало — в том, что все они как бы напоминали: жизнь есть жизнь и в ней произойти может все что угодно, но норма остается нормой. И всем новым поколениям следует ориентироваться именно на нее. При этом имелось в виду, что норма была чтимой и обязательной для всего народа, а не только для знати. Но для того, чтобы народ ориентировался на традицию, на древнюю норму и воспринимал все отклонения как досадные помехи, нужна была целенаправленная идеологическая индоктринация. И эта индоктринация стала реальным фактом жизни чжоуского Китая уже в период Чуньцю. Впрочем, для этого были и иные серьезные причины, о которых стоит сказать особо.
В 1917-1922 годы нарком по делам национальностей
На 6-й Пражской конференции РСДРП (большевиков) в 1912 Сталин был кооптирован в центральный комитет партии заочно и стал вместе с С.К.Орджоникидзе (деятель революционного движения), партийный и советский руководитель. С июля 1917 член Петроградского комитета РСДРП(б) и Исполкома Петросовета). Я.М.Свердловым (советский деятель, большевик ...
Неолитическая культура на Северном Сахалине. Поселение
Имчин-12
Практически всю обозримую историю неолитической эпохи население Северного Сахалина находилась под культурным влиянием приамурских племен. Такова была роль бассейна Амура, что вдоль берегов этого естественного пути различны племена продвигались с запада на восток. В конце их пути находился остров Сахалин, поэтому вполне естественно, что ...
Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси
(IX -начало ХП вв.). Система государственного и
местного управления в русских княжествах в удельный период ХП - XV вв.
Образование древнерусского государства - одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории.
В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н.э. К VI в. у восточных славян складываются первые предгосударственные объединения -союзы племен. Союзы возглавлялись военными вождями - ...