FullHistoria

Подробно о истории

Классы  и  сословия  при  Петре 1. Дворянское  сословие
Страница 4

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Классы  и  сословия  при  Петре 1. Дворянское  сословие

Дворяне обязывались уплачивать подушную подать за принадлежащих им крепостных. Помещик становился ответственным сборщиком податей, ограждая вместе с тем свои села и деревни от разорительных наездов фискальных администрации. Недоимка в сборе прямого налога по указу 1727 г. взималась не с крестьян, а с самих помещиков и их приказчиков. В помещике законодательство Петра усматривало как бы руководителя того самого труда, который являлся источником подушной подати.

По существу, из военной корпорации CUII века уездное дворянство эпохи Петра превратилось в финансовую организацию для сбора подушной подати.

Дворянство в петровскую эпоху в целом осталось привилегированным сословием. Оно пользовалось значительными преимуществами по сравнению с другими. Дворянин имел право на разные почетные должности, был в некотором смысле помощником государя в исполнении законов, не мог владеть землей и крестьянами, лично освобождался от податей и пяток по делам судебным. Хотя широким правам дворянства соответствовали и их обязанности.

Что получилось в результате основных и второстепенных дополнительных мероприятий Преобразователя по отношению к служивому сословию? Прежде всего, законодательные меры Петра изменили формы обязанностей дворянства. Теперь оно служило поголовно и ставилось во главе вооруженной массы, руководило ее действиями и военной подготовкой. Петр, строго разграничил военную и гражданскую службу, часть шляхетства должна была посвящать себя исключительно гражданской службе. Дворяне по-прежнему обладали исключительным правом землевладения. Кроме того, его обязали учиться и приобретать ряд специальных знаний.

С другой стороны, Петр присвоил дворянскому званию значение почетного благородного достоинства, даровал гербы и титулы, разрушил прежнюю замкнутость служивого класса, открыл путем выслуги широкий доступ в дворянскую среду людей неродовитых, что в CUII веке нельзя было представить.

В результате, наверху общественного /сословного/ деления граждан Российского государства образовался привилегированный слой, поставляющих, так сказать, командный состав для армии и флота граждан, созидавших своим трудом государственное богатство.

События после смерти Петра показывают, что шляхетство, пополняя гвардию и правительственные канцелярии, - сила, с мнением и настроением которой теперь должны были считаться правительства. После Петра, дворянство, находящееся на службе становится инициатором дворцовых переворотов, пользуясь несовершенством законов о престолонаследии.

Почувствовав себя силой, дворянство начинает стремиться к тому, чтобы освободить себя от тягот подневольной крепостной службы государству, с сохранением, однако, всех тех прав, которые представило им правительство.

Е.В.Анисимов разделяет взгляды дореволюционной историографии на петровскую политику в отношении дворянства как закрепостительную. «Это за бюрократизированное, за регламентированное дворянство, обязанное учиться, чтобы затем служить и служить на бессрочной военной и гражданской службе /даже отставленные от службы «за старостью и за ранами», о чем их часто, освидетельствовал, сам самодержец, определялись в гарнизоны «кто к какому делу способен»/, можно ли назвать господствующим классом-сословием в том смысле, как мы понимаем это применительно к екатерининским или николаевским временам?» – риторически вопрошает историк.[19]

Но как же с правом дворянства владеть землями и крестьянами, как будто принятый в интересах шляхетства указ 1714 г. о майорате, т.е. единонаследии? Анисимов замечает, что право земле и душе владения при Петре – не исключительная привилегия дворян /как позднее/; крепостными могли в первой четверти CUIII века владеть также и купцы. Что же касается управления в правах вотчины и поместья и запрещения дробить их между сыновьями, то здесь царя интересовала, прежде всего, не участь сословия, а интересы государства. Во-первых, с поделенных владений могли бы упасть государственные доходы; во-вторых, как говорилось в указе, при передаче имения единственному наследнику «прочие не будут праздны, ибо принуждены будут искать хлебы службой, учением, торгами и прочим, И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть».

Страницы: 1 2 3 4 5

Даосизм в книге «Книга “Гуань-цзы” (VII в до н.э.) Гуань Чжуна»
Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними — все это зовется ритуалом. А образец, по ...

Формирование и развитие церковно-административной структуры и управления. Становление первоначальной церковной организации на Руси
Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официальн ...

Роль войны в древнем Египте. Войны и экономика
Каждая война имеет свои социально-экономические корни, тесно связана с развитием хозяйства, государства и культуры. В Древнем Египте развитие экономики было напрямую связано с ведением захватнических, грабительских войн. Именно войны обусловили бурное развитие хозяйства в Египте. Социально-экономические причины древнейших войн - это не ...