Классы и сословия при Петре 1. Дворянское
сословиеСтраница 1
История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Классы и сословия при Петре 1. Дворянское сословие
Петра 1 нельзя назвать социальным реформатором. Все его внимание было сосредоточено главным образом на войнах, непрерывно продолжавшихся в течении почти всего царствования, и можно сказать, что эти войны были как бы основным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Учреждение регулярной армии и военного флота с коренной реформой в сферах податного обложения были тесно связаны с событиями военного времени и оказали сильное влияние на все преобразования. Аренда склада для хранения личных аренда склада для личных вещей www.skladovka.ru.
Обдуманного социального плана у царя не было, да и быть не могло, так как он был далек от всякого рода отвлеченных теоретических построений /об этом пишут историки/. Смотря на все с военно-хозяйственной точки зрения, Петр видел в обществе лишь необходимый социальный материал, который целиком должен был идти на пользу государству. Никто не мог избежать «государева тягла», все должны были быть прикреплены к своим сословным обязанностям. На рубеже CUII и CUIII столетий прежний крепостной строй общественной жизни еще более усилился, под влиянием все усложнявшихся государственных потребностей. Петр остро нуждался в людях и денежных средствах.
По мнению Н,Г,Устрялова, Петр 1 получил «в наследство» от прежних правителей четыре народные сословия: духовенство, дворянство, средний класс и низший класс.[11] С,Князьков утверждал, что «население московского государства делилось на три основных класса, каждый из которых нес свою государственную службу. Это были: служивые люди, тягловые городские, или посадские, и тягловые сельские, или крестьяне. Каждый из этих больших разрядов делился на несколько мелких, тоже различавшихся между собой в несении службы государству. Это были, так сказать, промежуточные слои – разные гулящие люди, захребетники, стрельцы, пушкари, мелкопоместные или беспоместные дворяне»… [12]
Как считал С,Ф,Платонов и большинство других авторитетных ученых, дворянство в CUII веке являлось высшим общественным классом, оно было повинно государству личной, преимущественно военной службой и в воздаяние за нее пользовалось правом личного землевладения /вотчинного и поместного/; с вымиранием старого боярства дворянство получало все большее и большее административное значение; из него выходила почти вся московская администрация».[13]
Таким образом, дворянство до Петра было классом военным, административным и землевладельческим.
Как военный класс дворянство в CUII веке уже не удовлетворяло потребностям времени, так как нестройные дворянские ополчения не могли дать достойный отпор неприятелю на поле брани. Кроме того, дворянские войска отличались плохой подвижностью, собирались медленно и т.п.
Во времена Петра государственная служба не потеряла своего обязательного характера, но получила совершенно иное юридическое основание; землевладельческие права служивых людей были строго регламентированы законом о единонаследии 1714 г. На служивый класс была возложена новая повинность – обязательная школьная подготовка, вызванная техническими особенностями преобразованной военной и гражданской службы.
Вместе с тем у служивых людей, разбитых в прежние времена на чины и разряды, появляется идея корпоративного объединения, внешним показателем чего может служить новое сословное наименование, которое входит в употребление в эпоху Петра. Вместо прежних чинов - думных московских и городовых – с 1712 года появляется единое российское шляхетство, в состав которого входят все служивые элементы. Новые регулярные полки, оторванные от уездного и столичного землевладения, придавал шляхетскому сословию общегосударственный характер. В основу служебного повышения были положены личные качества вместо прежних родовых связей, замечается общая нивелировка всего сословия, которому дали новое наименование, заимствованное из Польши. Признак благородства внедряется на русскую почву и в сознание царских слуг.
Законы Ману ( II в. до н.э. – II в. н.э )
Позже индийские санскары или “церемонии”, “таинства”, обозначающее “внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека” или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет “развития” древнеинд ...
Краткая характеристика социальной философии М. Вебера
В ее центре прорисовывается идея свободы, осмысленной, так сказать, «культурно-социологически». Проблема свободы, истолкованной в духе ее протестантского понимания — в качестве свободы «лица», индивидуально определенной личности, действующей, что называется, в здравом уме и твердой памяти, с Богом в сердце и разумом в голове, а потом ...
Религиозность
как основополагающая черта русского менталитета
Наиболее яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами – религиозность. Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, что человечество в целом и каждый человек в отдельности стремится к Богу. Христианство византийского образца пусть не сразу, но плотно легло на языческую основу славянской религиозн ...