FullHistoria

Подробно о истории

Классы  и  сословия  при  Петре 1. Дворянское  сословие
Страница 1

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Классы  и  сословия  при  Петре 1. Дворянское  сословие

Петра 1 нельзя назвать социальным реформатором. Все его внимание было сосредоточено главным образом на войнах, непрерывно продолжавшихся в течении почти всего царствования, и можно сказать, что эти войны были как бы основным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Учреждение регулярной армии и военного флота с коренной реформой в сферах податного обложения были тесно связаны с событиями военного времени и оказали сильное влияние на все преобразования. Аренда склада для хранения личных аренда склада для личных вещей www.skladovka.ru.

Обдуманного социального плана у царя не было, да и быть не могло, так как он был далек от всякого рода отвлеченных теоретических построений /об этом пишут историки/. Смотря на все с военно-хозяйственной точки зрения, Петр видел в обществе лишь необходимый социальный материал, который целиком должен был идти на пользу государству. Никто не мог избежать «государева тягла», все должны были быть прикреплены к своим сословным обязанностям. На рубеже CUII и CUIII столетий прежний крепостной строй общественной жизни еще более усилился, под влиянием все усложнявшихся государственных потребностей. Петр остро нуждался в людях и денежных средствах.

По мнению Н,Г,Устрялова, Петр 1 получил «в наследство» от прежних правителей четыре народные сословия: духовенство, дворянство, средний класс и низший класс.[11] С,Князьков утверждал, что «население московского государства делилось на три основных класса, каждый из которых нес свою государственную службу. Это были: служивые люди, тягловые городские, или посадские, и тягловые сельские, или крестьяне. Каждый из этих больших разрядов делился на несколько мелких, тоже различавшихся между собой в несении службы государству. Это были, так сказать, промежуточные слои – разные гулящие люди, захребетники, стрельцы, пушкари, мелкопоместные или беспоместные дворяне»… [12]

Как считал С,Ф,Платонов и большинство других авторитетных ученых, дворянство в CUII веке являлось высшим общественным классом, оно было повинно государству личной, преимущественно военной службой и в воздаяние за нее пользовалось правом личного землевладения /вотчинного и поместного/; с вымиранием старого боярства дворянство получало все большее и большее административное значение; из него выходила почти вся московская администрация».[13]

Таким образом, дворянство до Петра было классом военным, административным и землевладельческим.

Как военный класс дворянство в CUII веке уже не удовлетворяло потребностям времени, так как нестройные дворянские ополчения не могли дать достойный отпор неприятелю на поле брани. Кроме того, дворянские войска отличались плохой подвижностью, собирались медленно и т.п.

Во времена Петра государственная служба не потеряла своего обязательного характера, но получила совершенно иное юридическое основание; землевладельческие права служивых людей были строго регламентированы законом о единонаследии 1714 г. На служивый класс была возложена новая повинность – обязательная школьная подготовка, вызванная техническими особенностями преобразованной военной и гражданской службы.

Вместе с тем у служивых людей, разбитых в прежние времена на чины и разряды, появляется идея корпоративного объединения, внешним показателем чего может служить новое сословное наименование, которое входит в употребление в эпоху Петра. Вместо прежних чинов - думных московских и городовых – с 1712 года появляется единое российское шляхетство, в состав которого входят все служивые элементы. Новые регулярные полки, оторванные от уездного и столичного землевладения, придавал шляхетскому сословию общегосударственный характер. В основу служебного повышения были положены личные качества вместо прежних родовых связей, замечается общая нивелировка всего сословия, которому дали новое наименование, заимствованное из Польши. Признак благородства внедряется на русскую почву и в сознание царских слуг.

Страницы: 1 2 3 4 5

Социальная лестница китайского общества
Аристократы были в центре внимания тех, кто писал летописи, а затем сводные исторические сочинения. Это и понятно: знать была властью, представители власти — основа любой государственности, летописи же и сводные труды посвящались в чжоуском Китае прежде всего описанию политических событий. Потому столь ярко обрисованы в них те, кто дейс ...

Культура Армении
С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживани ...

Физическое воспитание детей и юношей
Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении - палестре. Наряду с палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии. "Направляют их и к учителю физических упражнений, - можно прочитать в "Протагоре" Платона, - чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтоб ...