Денежное обращение и финансыСтраница 3
История » Экономическое развитие Киевской Руси » Денежное обращение и финансы
По свидетельству различных источников (западноевропейских, арабских и русских) в безмонетный период в Северной Руси в качестве средств платежа использовались кожаные деньги. В Новгороде их снабжали пломбами с изображением князя.
В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно заключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно принести присягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском – поэтому деньги часто хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в случае невыполненя долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.
При раскопках в Новгороде обнаружены берестяные грамоты с просьбами о займе а ткже долговые расписки и завещания. Должник обязан был платить проценты, называвшиеся резами для денег, наставом при займе меда, присопом в случае займа жита. Процент зависел от срока займа. «Месячная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» ставка, которая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун за каждую гривну, взятую в заем.
Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году произошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ростовщичество (« .аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.
Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Ярославу удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив платить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения – низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.
Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкротством – при погашении долгов закон предоставлял преимущество иностранным кредиторам перед местными.
В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церковная десятина – право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре; она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью.
Завершение формирования кыргызского народа
Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в 2 «крыла» – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В правое крыло (онг канат) вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, Бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, черик, жору и др., проживающие главным о ...
Приложения
Приложение 1
Старинные русские меры длины, веса и объема (до
XIX
века)
Меры длины
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую ...
От главнокомандующего к лорду-протектору. Борьба с
попытками радикализации революции
После победы в первой гражданской войне в 1647 г. обнаружилось, что палата общин стремится навязать жесткую пресвитерианскую структуру всей англиканской церкви и распустить по домам солдат Ферфакса, в большинстве своем индепендентов, не выплатив им сколько-нибудь удовлетворительного вознаграждения за службу. Поначалу Кромвель, как член ...
