FullHistoria

Подробно о истории

Денежное обращение и финансы
Страница 3

История » Экономическое развитие Киевской Руси » Денежное обращение и финансы

По свидетельству различных источников (западноевропейских, арабских и русских) в безмонетный период в Северной Руси в качестве средств платежа использовались кожаные день­ги. В Новгороде их снабжали пломбами с изображением князя.

В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно за­ключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно при­нести при­сягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском – поэтому деньги час­то хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в слу­чае невыпол­неня долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.

При раскопках в Новгороде обнаружены берестяные грамоты с просьбами о займе а ткже долговые расписки и завещания. Должник обязан был платить проценты, называвшиеся резами для денег, наставом при займе меда, присопом в случае займа жита. Процент зависел от срока займа. «Месяч­ная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» ставка, ко­торая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун за каждую гривну, взятую в заем.

Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году про­изошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ро­с­товщичество (« .аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.

Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Яро­сла­ву удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив пла­тить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения – низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.

Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкрот­ством – при погашении долгов закон предоставлял преимущество ино­странным кредиторам перед местными.

В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церков­ная десятина – право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре; она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью.

Страницы: 1 2 3 

Оценка народнического движения в исторической науке
Начало изучению народнического движения в России и его теоретической базы было положено либо самими народниками, либо его противниками еще в 70—90-е годы XIX века. Н. К. Михайловский трактовал народничество как чисто интеллигентское движение, миросозерцание «кающихся дворян» и разночинцев, озабоченных жаждой решения вопросов социальной ...

Тегеран – 43
Встреча Большой тройки в Тегеране в ноябре 1943 года состоялась на фоне внушительных побед Красной Армии, что давало Сталину возможность не только держаться уверенно и независимо, но и быть неформальным лидером Большой тройки. Начать с того, что первым крупным дипломатическим успехом Сталина было то, что он буквально «перехватил» Рузвел ...

Положения 19 февраля 1861г.. «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».
Манифест 19 февраля явился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу. На положения манифеста опирались прочие законодательные акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации (правовые акты и государственные органы). Манифест определял цель реформы: « .крепостные люди получат в свое врем ...