FullHistoria

Подробно о истории

Денежное обращение и финансы
Страница 3

История » Экономическое развитие Киевской Руси » Денежное обращение и финансы

По свидетельству различных источников (западноевропейских, арабских и русских) в безмонетный период в Северной Руси в качестве средств платежа использовались кожаные день­ги. В Новгороде их снабжали пломбами с изображением князя.

В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно за­ключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно при­нести при­сягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском – поэтому деньги час­то хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в слу­чае невыпол­неня долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.

При раскопках в Новгороде обнаружены берестяные грамоты с просьбами о займе а ткже долговые расписки и завещания. Должник обязан был платить проценты, называвшиеся резами для денег, наставом при займе меда, присопом в случае займа жита. Процент зависел от срока займа. «Месяч­ная» ставка, которая была максимальной, разрешалась для коротких кредитов на срок не более четырех месяцев; для займов от четырех месяцев до одного года устанавливалась ставка в «треть года»; для более длинных займов законной являлась «годовая» ставка, ко­торая была минимальной, и только для нее оговаривался процентный потолок – 10 кун за каждую гривну, взятую в заем.

Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году про­изошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ро­с­товщичество (« .аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята»). Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.

Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Яро­сла­ву удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив пла­тить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения – низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.

Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, связанные с банкрот­ством – при погашении долгов закон предоставлял преимущество ино­странным кредиторам перед местными.

В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церков­ная десятина – право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре; она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью.

Страницы: 1 2 3 

Особенности русской и российской ментальности в преодолении советских стереотипов. На рубеже веков: от советской ментальности к российской
Главной ошибкой перестройки была попытка механически привить элементы западной культуры на российскую почву. Старшее поколение советских граждан лишилось уверенности (пусть даже часто иллюзорной) в завтрашнем дне, которую предлагала система «развитого социализма», младшее – порой бездумно перенимало новые ценности, обращая, в первую оче ...

Наследование
Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сынов ...

Романовы при Борисе Годунове
После смерти Ивана Грозного, в первые годы правления Фёдора Ивановича, как и боялись 21 год назад некоторые бояре, фактическим правителем государства на короткое время стал представитель рода Захарьиных–Юрьевых – Никита Романович. Кроме того, большим значением пользовался шурин царя Борис Годунов, князь И. Ф. Мстиславский и дьяки Щелкал ...