FullHistoria

Подробно о истории

Версии о причинах массовых репрессий
Страница 1

История » Причины массовых репрессий » Версии о причинах массовых репрессий

Российский исследователь С.А. Воронцов при анализе становления механизма массовых репрессий в 1930 - е годы предлагает принять во внимание следующие факторы.

Переход к политике форсированной коллективизации сельского хозяйства, индустриализации и культурной революции, который требовал значительных материальных вложений или привлечения бесплатной рабочей силы (указывается, например, что грандиозные планы освоения и создания промышленной базы в районах севера европейской части России, Сибири и Дальнего Востока потребовали перемещения огромных людских масс.

Приготовления к войне с Германией, где пришедшие к власти нацисты провозгласили своей целью уничтожение коммунистической идеологии.

Для решения этих задач требовалось мобилизовать усилия всего населения страны и обеспечить абсолютную поддержку государственной политики, а для этого — нейтрализовать потенциальную политическую оппозицию, на которую мог опереться противник.

При этом на законодательном уровне было провозглашено верховенство интересов общества и пролетарского государства по отношению к интересам личности и более суровая кара за любой ущерб, наносимый государству, по сравнению с аналогичными преступлениями против личности.

Политика коллективизации и ускоренной индустриализации привела к резкому падению уровня жизни населения и к массовому голоду. Сталин и его окружение понимали, что это увеличивает число недовольных режимом и пытались изобразить «вредителей» и саботажников- «врагов народа» ответственными за все экономические трудности, а также аварии в промышленности и на транспорте, бесхозяйственность и т. п. По мнению российских исследователей, показательные репрессии позволяли объяснять тяготы жизни наличием внутреннего врага.

Как указывает Воронцов, период массовых репрессий был предопределён также «восстановлением и активным использованием системы политического сыска» и усилением авторитарной власти И.Сталина, перешедшего от дискуссий с политическими оппонентами по вопросам выбора пути развития страны к объявлению их «врагами народа, бандой профессиональных вредителей, шпионов, диверсантов, убийц», что было воспринято органами госбезопасности, прокуратуры и суда как прямая директива к действию.

Отдельного объяснения требует вопрос о том, почему в 1934—1938 гг. репрессиям подверглись тысячи руководителей и рядовых членов самой правящей партии.

Исследователь Восленский указывает, что к 1930 - м гг. внутри партии сложился глубокий антагонизм между коммунистами с дореволюционным партстажем, то есть вступившими в ВКП (б) до 1917 г., и занявшими все основные руководящие посты, и, с другой стороны, «молодыми», особенно большой набор которых состоялся в 1924 г., после смерти Ленина («ленинский призыв»). Именно их столкновение, как считает Восленский и многие другие исследователи, и привело к репрессиям, особенно 1937—1938 гг.

Восленский приводит следующие цифры:

До чистки:

1930 г. — 69 % секретарей обкомов, крайкомов, ЦК республиканских компартий с дореволюционным партстажем;

XVII съезд партии (1934) — 80 % вступили в партию до 1920 г., то есть до окончания гражданской войны;

После чистки:

1939 г. — 80,5 % секретарей обкомов, крайкомов, ЦК республиканских компартий вступили в партию после 1924 года; 91 % моложе 40 лет, то есть в 1917 году были ещё несовершеннолетними;

1939 год — 93,5 % секретарей райкомов и горкомов с партстажем после 1924 года, 92 % моложе 40 лет;

XVIII съезд ВКП (б) (1939) — 50 % делегатов съезда моложе 55 лет;

46 из 71 членов ЦК впервые избраны в этот орган, среди членов ЦК всего четыре человека с дореволюционным партстажем;

64 из 67 кандидатов в члены ЦК впервые избраны, причём лишь два человека с дореволюционным партстажем.

Страницы: 1 2

Развитие культуры. Просвещение и наука
На протяжении второй половины XIX в. количество начальных школ на Украине в составе России возросло с 1300 до 17000, но все, же около трети всех детей школьного возраста совсем не учились. Да и большинство наличных школ пребывало в крайне запущенном состоянии. Это были одноклассные или двухклассные церковноприходские училища, которые на ...

Биография Ивана Кирилловича Кириллова
Кирилов происходил из посадских людей, окончил цифирную школу и начал свою служебную карьеру подьячим Сыскного приказа, откуда был переведен в Сенат на должность копииста. Здесь он обратил на себя внимание Петра. Петр заметил его способности и прилежание и сделал секретарем, дал возможность стать большим ученым и администратором. И.К. К ...

1943 Коренной перелом.
Победа Красной армии под Сталинградом – исторический подвиг советского народа, положившее начало коренному переломув ходе войны, имевшее огромное военно-политическое значение. Укрепилась антигитлеровская коалиция, активизировались движения Сопротивления в оккупированных странах. После поражения, немецкое командование решило осуществить ...