Заключение
История » Правда Ярославичей » Заключение
Итак, в целостном виде Правда Ярославичей не сохранилась, но ее текст может быть вычленен из первой части Пространной Правды, подобно тому как летописные памятники 70-90-х годов XI в. восстанавливаются на основе «Повести временных лет».
Вероятнее всего, Правда Ярославичей носила название «Суд Ярославль Володимеричь. Правда русьская» (как и озаглавлена первая часть Пространной Правды), ибо Ярославичи стремились представить дело так, что они в основном подтвердили законы своего отца. Позднейшие напластования в «Суде Ярославля Володимерича» сделаны во время редактирования Пространной Правды в целом. При этом некоторые части Правды Ярославичей перемещены были во вторую часть Пространной Правды.
Законы Ярославичей были прямым ответом на волну городских и крестьянских движений конца 60-х - начала 70-х годов XI в.
Основу Правды Ярославичей составляла Древнейшая Правда, сложившаяся окончательно в сходных условиях в Новгороде.
Принятая на княжеском съезде 1072 года, Правда Ярославичей провозгласила ликвидацию кровной мести и общегосударственное утверждение вир и продаж, что означало полное торжество феодальных основ древнерусского права.
Более строгие санкции за убийство феодалов свидетельствовали о росте прерогатив княжеской власти в ходе упрочения феодальных отношений на Руси. В тексте памятника был также использован княжеский устав Ярославичей, нормы которого приобретали общегосударственный характер.
Составители Правды Ярославичей впервые в истории русского феодального законодательства осуществили задачу создания общегосударственного кодекса, содержащего основные нормы уголовного права. В этом памятнике нашел отражение переход Древней Руси от раннего феодализма с его еще неизжитыми чертами патриархальных отношений к развитому феодализму.
[1] Зимин А.А. Правда русская. Монография.- М.: «Древлехранилище», 1999, С.17-21.
[2] Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде.- М.: Наука, 1988, С.22.
[3] Свердлов М. Б. Русская правда. - СПб.: Образование, 1992, С.15.
[4] Юшков С. В. Русская правда. - М.: Наука, 1950, С.34.
[5] Зимин А.А. Правда русская. Монография.- М.: «Древлехранилище», 1999.-489 с.
Народнические кружки в Молдавии.
Замечательной страницей укрепления русско-украинско-молдавских революционных связей является сотрудничество Н. Зубку-Кодряну, Г. Здановича, М. Негрескула с известными деятелями революционного движения Г. Лопатиным, А. Желябовым и др. М. Негрескул участвовал в кружке Г. Лопатина «Рублёвое общество», а потом организовал самостоятельный кр ...
Освоение Урала
Через возглавлявшего ответное посольство переводчика коллегии иностранных дел А.И. Тевкелева И.К. Кирилов внушил мысль об основании города хану Абулхаиру, и тот официально попросил об этом русское правительство. В своем проекте под названием «Изъяснение о Киргиз-кайсацкой и Каракалпакской ордах», который Кирилов подал в кабинет Анны Иоа ...
Процесс цивилизации в Центральной Азии
Цивилизации существуют во взаимодействии с другими цивилизациями, культурами. Даже Океан в романе С. Лема "Солярис" испытывал необходимость оказывать воздействие на своих исследователей. Сегодня существует огромное количество определений цивилизации. Например, "Цивилизации - это особые типы культуры значительных человечес ...
