Заключение
История » Правда Ярославичей » Заключение
Итак, в целостном виде Правда Ярославичей не сохранилась, но ее текст может быть вычленен из первой части Пространной Правды, подобно тому как летописные памятники 70-90-х годов XI в. восстанавливаются на основе «Повести временных лет».
Вероятнее всего, Правда Ярославичей носила название «Суд Ярославль Володимеричь. Правда русьская» (как и озаглавлена первая часть Пространной Правды), ибо Ярославичи стремились представить дело так, что они в основном подтвердили законы своего отца. Позднейшие напластования в «Суде Ярославля Володимерича» сделаны во время редактирования Пространной Правды в целом. При этом некоторые части Правды Ярославичей перемещены были во вторую часть Пространной Правды.
Законы Ярославичей были прямым ответом на волну городских и крестьянских движений конца 60-х - начала 70-х годов XI в.
Основу Правды Ярославичей составляла Древнейшая Правда, сложившаяся окончательно в сходных условиях в Новгороде.
Принятая на княжеском съезде 1072 года, Правда Ярославичей провозгласила ликвидацию кровной мести и общегосударственное утверждение вир и продаж, что означало полное торжество феодальных основ древнерусского права.
Более строгие санкции за убийство феодалов свидетельствовали о росте прерогатив княжеской власти в ходе упрочения феодальных отношений на Руси. В тексте памятника был также использован княжеский устав Ярославичей, нормы которого приобретали общегосударственный характер.
Составители Правды Ярославичей впервые в истории русского феодального законодательства осуществили задачу создания общегосударственного кодекса, содержащего основные нормы уголовного права. В этом памятнике нашел отражение переход Древней Руси от раннего феодализма с его еще неизжитыми чертами патриархальных отношений к развитому феодализму.
[1] Зимин А.А. Правда русская. Монография.- М.: «Древлехранилище», 1999, С.17-21.
[2] Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде.- М.: Наука, 1988, С.22.
[3] Свердлов М. Б. Русская правда. - СПб.: Образование, 1992, С.15.
[4] Юшков С. В. Русская правда. - М.: Наука, 1950, С.34.
[5] Зимин А.А. Правда русская. Монография.- М.: «Древлехранилище», 1999.-489 с.
Духовность и быт
XVII столетие русской истории было отмечено началом духовной борьбы между российскими «западниками» и сторонниками старых отеческих традиций.[5] Активная часть русского общества, ощутив новизну ситуации, серьезно задумалась о месте России в мире. Много внимания вопросу о новшествах уделяла православная церковь. Не отрицая задач восполне ...
Роль Ставки в военных операциях в 1944-1945 г.г.
Как заключительная операция второй мировой войны в Европе Берлинская операция занимает особое место. При взятии Берлина получили окончательное решение важнейшие военно-политические вопросы, от которых во многом зависело послевоенное устройство Германии и ее место в политической жизни Европы.
Замысел Берлинской операции в Ставке в осн ...
Седыхинская неолитическая культура позднего неолита
Группа доисторических поселений Седых-1 располагается близ одноименного пресного озера на окраине села Охотское на древней песчаной косе, образованной столкновением волн Охотского моря и лагуны Тунайча. По мнению геологов, изучавших природные процессы древности вместе с археологами, в период более пяти тысяч лет назад уровень Мирового о ...