FullHistoria

Подробно о истории

Заключение
Страница 1

История » Реформы Сената XVIII века » Заключение

В данной работе я всесторонне раскрыла сущность и проблемы реформирования высшего органа власти в России – Сената XVIII века.

Подводя итог данной работы, я могу утверждать, что развитие высшего государственного управления было обусловлено внутренними потребностями страны, ее международным положением и имело исторически прогрессивный характер.

Создание 13 коллегий, вместо 80 существовавших в XVII веке приказов, обеспечило абсолютной монархии централизованный ведомственный аппарат и являлось большим прогрессом в развитии высшего управления.

Развитие системы высших органов шло в направлении окончательного оформления абсолютизма в соответствии со следующими основными закономерностями: усилении власти царя; полной ликвидации пережитков сословно-представительной монархии; бюрократизации государственного аппарата, выразившейся в консолидации однородных функций управления; установлении стройной системы подчиненности низших органов высшим; организационном отделении присутствия от канцелярии; складывании чиновничества – особой касты людей, назначаемых царем и формально только перед ним ответственных.

В целом система высших органов государства получила более совершенную организацию, были четко определены компетенция, место и роль каждого звена в иерархии государственных органов. Одновременно шел процесс бюрократизации состава высших органов, разрыв с сословным принципом комплектования.

Наиболее характерными признаками сложившейся в этот период системы государственных органов были: централизация управления; более четкое разграничение компетенции как между высшими и местными органами, так и между учреждениями одной ступени; их единообразное устройство и строгая регламентация деятельности, установление государственного надзора.

В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии – коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности.

Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Деятельность по реформированию Сената в некоторое время замедлялась, но не прекращалась. Так реформирование Сената продолжается и в современное время – наши дни.

Изучая вопрос о правовом положении Сената XVIII, нельзя избежать сравнения с современным Федеральным Собранием Российской Федерации. В этой связи хотелось бы выразить мнение о том, чтобы современный парламент не стал послушным орудием политического руководства страны и не превратился в «карманный государственный орган». Ведь граждане России платят свои налоги не для того, чтобы перед ними разыгрывали фарс наподобие Правительствующего Сената XVIII.

[1] Петровский С. О Сенате в царствование Петра Великого, М., 1875 г., с. 27-28.

[2] Ибрагимов А. К. - аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» Российской Правовой академии Министерства Юстиции Российской Федерации.

[3] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., т. I, с. 201.

[4] Филиппов А.Н. Правительствующий Сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках. СПб., 1911, с. 799.

[5] Неволин К.А. Полное собрание сочинений, т. 6. СПб., 1889, с. 214.

[6] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945, с. 197-200.

[7] Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5, 1895 г. – №11, 1896 г.

[8] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945, с. 197-198.

[9] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I, т. I, с. 338, 342.

[10] Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I, т. I, с. 352-355.

[11] Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого/Под ред. Н.В. Калачева. СПб., 1881, т. I, №21.

[12] Сташенко Л.А. Фискалы и прокуроры в системе государственных органов России первой четверти XVIII века. – Вестник МГУ, серия 12. Право, 1966, №2.

[13] Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого. М., 1875, с. 34, 254.

Страницы: 1 2

Характер государства
Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого княжества Киевского, или Русского государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и т ...

Принятие Крыма в состав России
Вопрос «кто-кого» решился в двух русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 годов. По итогам первой Крымской войны Крым стал независимым от Турции, Россия приобрела выход в Чёрное море и могла иметь здесь свой флот. Русские корабли размещались в Балаклаве, но для них нужны были и другие удобные стоянки. Осенью 1773 года была составлен ...

Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.). Создание единого русского государства.
Раздробленные русские княжества уже в XIV в. испытывают необходимость в более тесном контакте между собой. Этому способствовали и политические, и экономические причины. Тогда как в Западной Европе превалировали экономические причины, на Руси это были причины политические. Решающим стимулом к объединению русских земель было стремление к ...