FullHistoria

Подробно о истории

Книжное дело.
Страница 1

История » Преобразования в области культуры в первой четверти XVIII века » Книжное дело.

Один из сподвижников Петра Великого В. Н. Татищев писал когда-то, что человечество пережило только три по-настоящему великих события: изобретение букв, пришествие Христа и открытие книгопечатания.

В России первой четверти 18 века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основательной учебной базы, без учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За эти годы было издано книг больше, чем за все предшествующие 150 лет с начала книгопечатания. Книга становилась иной по содержанию, оформлению, по своему назначению, превращалась в источник нужных и полезных знаний. Учебников было не много, образование начиналось с популярных изданий, которыми пользовалось несколько поколений россиян: «Букварь» Ф. П. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Грамматика» М. Сторицкого, которые М. В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». А также печатались словари. В профессиональной школе использовались практические руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами. Не учитель, а учебник – главный герой светской школы 18 века.

Правительство активно использовало книгу для пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и обосновывалась необходимость преобразований. В 1703 году появилась первая в России газета «Ведомости». Она была размером всего с тетрадный лист и печатала почти исключительно официальные сообщения о военных, хозяйственных и культурных событиях.

Самым интересным изобретением массовой печати стал жанр календарей, который не утратил своей популярности и в последующие века, при всех властях. Их массовый выпуск начался с 1708 года. Календари удачно соединяли информацию, полезные знания в популярной форме и развлечение. В них помещались сведения по агрономии, математике, истории, информация о погоде, печатались гороскопы и толкования снов, песни и стихи.

Дальнейшим важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала дальнейшему разделению светской и церковной книжности. По меткому выражению М. В. Ломоносова, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром 1 в 1710 году «Сими литерами, - указывал он, - печатать художественные и мануфактурные книги». Новое начертание букв было максимально приспособлено к типографскому способу печати, облегчало обучение чтению, соответствовало потребности в новом типе образованности.

Реформа шрифта не затронула церковную книгу, тем самым положив начало отчуждению духовного, религиозного образования от светского, государственного. Религиозная литература по-прежнему ориентировалась на уникальность, свойственную рукописной книге. Два типа образованности в буквальном смысле стали говорить и писать на разных языках, все меньше понимая друг друга.

Именно учебники начали войну против церковной учености и церковной книги. Светская книга решительно отделилась от церковной по языку, типографскому шрифту, орфографии и даже по внешнему облику. Новая книга должна была быть легкой, прочной, легко читаемой, приспособленной к заучиванию. Ее ценность состояла не во внешней внушительности, а в практической пользе. Религиозная старопечатная книга, безусловно, заняла свою нишу в просвещении, но уже никогда не была ведущей в книжной литературе. Рукописная старообрядческая книга, старопечатные книги сохранялись в церковной и народной среде, питая традиционную культуру и традиционную образованность. Кроме того они послужили основой для такого вида книжного искусства, как русский рисованный лубок. Одной из первых в этом роде была лубочная картина «Как мыши кота хоронили», созданная в среде противников преобразований.

Поставив книгопечатание на службу преобразования, Петр Великий содействовал расширению базы для развития книжного дела. В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по виду издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы и т.д.). В Москве в 1705 году первую гражданскую типографию открыл В. А. Кипранов. Он был одним из активных деятелей петровских преобразований. Также известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор «Арифметики» Л. Ф. Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге.

Страницы: 1 2

«Котёл»
19 ноября 1942 года навсегда сохранится в памяти немецких солдат и офицеров 6-ой армии как самый черный день из всех, что им довелось пережить. В этот день советские войска перешли в наступление и сразу же нанесли сокрушительный удар по румынским соединениям, находившимся на левом фланге нашей группировки. Это произошло в большой излучи ...

Древнеферганское государство. Борьба с ханским Китаем
В Ферганской долине еще в I тысячелетии до н.э. возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей. Власть их была существенно ограничена советом старейшин из знати. Совет выбирал и смещал царя, решал вопросы войн ...

Сократ, Платон, Декарт, Кант, Салтыков-Щедрин о Государстве
Сократ через Платона, рассматривая государство как процесс отношений взаимозависимых людей ввиду специализации их трудовой деятельности Так как мы обладаем разными желаниями и многие нужны для их удовлетворения. Одни заботятся о целях других и когда они собираются в одном месте, то оно называется Государством. [26] не отвечает на вопро ...