Социальный строй. Бояре.
История » Новгородская и Псковская феодальные республики - социальный строй и народные движения XIV–XV веков » Социальный строй. Бояре.
Вершиной Новгородской социальной лестницей являлось боярство. Оно претерпело длительную эволюцию, прежде чем стало ярко выраженным сословием. «Путь боярства отражает процесс феодализации.»[2]
Со второй половины XIII века упоминаются «лучшие», «вятшие» бояре. Но уже в XIV веке исчезают всякие намеки на дифференциацию и речь идет просто о боярах.
«Под «меньшими» следует понимать ту часть феодалов-вотчинников, которые были лишены права участия в высшем республиканском управлении и противопоставлялись «вятшим» боярам, а в дальнейшем совеем развитии выделили из себя категорию житьих.»[3]
Также выделяют еще одну категорию – «земские бояре». Скорее всего они не имели дворов в Новгороде, сфера их деятельности ограничивалась рамками своей провинции. «Только в исключительных случаях земские бояре выступали на общеновгородской арене.»[4]
С XIII века упоминается особая группа – дети посадников и тысяцких, которые занимались выполнением военных, дипломатических и административных поручений.
Мухаммед-Кыргыз
Во времена мучительной агонии Моголистана во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. В 1508 г. на белой кошме был поднят и кыргызским правителем объявлен Мухаммед-Кыргыз. Регион, находившей ...
Оценка движения декабристов в историографии
Официальная правительственная концепция толковала восстание декабристов как случайное явление, а самих декабристов — как скопище цареубийц, которые восприняли революционные идеи в Западной Европе, но потерпели неудачу в попытке привить их на русской почве. Официально стремились скрыть размеры и угрозу движения, старались показать беспер ...
Развитие культуры. Просвещение и наука
На протяжении второй половины XIX в. количество начальных школ на Украине в составе России возросло с 1300 до 17000, но все, же около трети всех детей школьного возраста совсем не учились. Да и большинство наличных школ пребывало в крайне запущенном состоянии. Это были одноклассные или двухклассные церковноприходские училища, которые на ...