FullHistoria

Подробно о истории

Описание П.А.Толстым Османской империи
Страница 3

История » П.А.Толстой дипломат Петра Великого » Описание П.А.Толстым Османской империи

Тонкий и вдумчивый наблюдатель, Петр Андреевич дает меткую характеристику главы государства султана Мустафы II, который «все свои дела положил на своего крайняго везиря а прилежание и охоту большую ни к воинским, ниже к духовным делам, ниже ко управлениям домовым имеет, но внутри дому своего забаву держит, разных жен, с которыми безразлучно веселится .». Толстой обращает внимание и на то, насколько разорительны развлечения султана для казны: « .охоту имеет великую в ловитвах за зверми . и в различных ловлях чинит великий расход и казна народная велми отягчилась такими расходы».

П.А. Толстой по роду своей деятельности наиболее близко соприкасался с феодальной бюрократией, а также с высшим мусульманским духовенством, роль и влияние которого особенно усилились в тот период. Так, он сообщает, что если прежде «муфтии в политические дела не вступали, оставляя то везирям, а сами управлялись в духовных делах», то теперь положение изменилось .

Щедрые пожалования султанов духовным лицам и учреждениям способствовали укреплению экономических позиций высшего духовенства, представители которого принадлежали к числу крупных феодальных владетелей. Толстой свидетельствует, что в то время «многие вотчины, которые в турецком государстве, с доходами их отписаны на их мечети и монастыри. Те доходы суть бесчисленны, понеже во едино время султан по своему изволению то отдал им и никто не может в том ему противного что говорить и так сие дело обходится и возрастает на всякий год .». Что же касается отдельных представителей высшего духовенства, то ярким примером в данном случае может служить сам муфтий, который, по мнению очевидцев, «собрал себе казны несметный».

На основании фактических данных, приведенных Толстым, становится ясной главная цель деятельности феодальной бюрократии в Османской империи: «А радеют все турецкие министры больше о своем богатстве, нежели о государственном управлении . Ныне турецкие вельможи получили по желанию своему удобное время к собранию себе несчетных богатств от расхищения народной казны».

Он дает довольно подробные сведения о государственно-административном аппарате, характеризует основных высших должностных лиц того времени - великого везира, дефтердара, рейс-эфенди, кяхья-бея и др., объясняя круг обязанностей каждого. Большой интерес представляют, в частности, сведения об управлении государственными финансами, которое велось настолько неупорядоченно, что точная сумма годового дохода государства была неизвестна даже министрам. Султанские чиновники, по словам Толстого, в финансовых делах «или искусства добраго не имеют, или не радят, не хотят трудитися или умышлением о том не брегут, дабы способнее могут красть и расхищать казну народную». Османская империя, считавшаяся прежде одним из богатейших государств на Востоке, разорялась и беднела. Одной из основных причин, обусловивших расстройство государственных финансов, Толстой считает казнокрадство и произвол, царившие в империи. Так, по его мнению, казна располагала бы значительно большими средствами, если бы 2министры были радетельные, а не грабители». Указывая на огромные налоги, тяжелым бременем лежащие на трудящихся массах, Толстой отмечает, что воровство и хищение властей достигло таких размеров, что в казну попадало не более трети собранных сумм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Охрана торговых путей.
Другою заботой киевских князей была поддержка и охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. С появлением печенегов в южнорусских степях это стало очень трудным делом. Тот же император Константин, описывая торговые плавания Руси в Царьград, ярко рисует затруднения и опасности, какие приходилось ей одолевать на своем пути. Со ...

Конструирование образа врага
Для советского менталитета стало характерно однозначное разделение окружающих на «своих» и «чужих». «Чужаком» мог стать любой, кто не вписывался в навязанную «сверху», извне систему ценностей. Образ врага (врага страны, общества, а вместе с ним – и рядового советского гражданина) конструировался официальной пропагандой. По прошествии л ...

Тифлис
В 1894 году Иосиф поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Здесь были строгий порядок и почти военная дисциплина. Неудивительно, что семинарии в России воспитывали не только верных слуг режима и цер ...