FullHistoria

Подробно о истории

Рента в период феодализма
Страница 1

История » Экономика феодальной России » Рента в период феодализма

Экономической формой реализации земельной собственности феодалов является рента. Выделяют три вида ренты: отработочная (барщина), натуральная (натуральный оброк), денежная (денежный оброк).

В

ренте – ее виде, размере, эволюции – проявляется зависимость крестьянина (несмотря на то, что земля принадлежит или частному лицу, или государству). Что делает свадебное агентство www.gdwllwedding.com.

В течение X–XI вв. происходил процесс превращения дани в феодальную ренту. Князья Киевской Руси первоначально раздавали своим подданным не земельные владения, а доходы с них. В период раннего феодализма преобладала натуральная рента.

Помимо ренты крестьяне выполняли многочисленные и разнообразные повинности, что объяснялось натуральным характером хозяйства того времени. Их число достигало 20. Среди них были пахота на землевладельца, натуральный оброк продуктами землевладения, животноводства и птицеводства, сенокошение и др. В государственной деревне существовала система выполнения различных повинностей, связанных с обслуживанием ямской гоньбы, доставкой казенных грузов, строительными работами, наконец, с мобилизацией в армию по указу правительства.

В XIV–XV вв. в северо-восточной Руси существовали все три формы феодальной ренты. Среди них определяющее положение занимали отработки. В XVI в. постепенно оформляется барщинная система, с которой теснейшим образом связано становление крепостного права. Развитию барщины способствовали: формирование поместной системы и сокращение массива «черносошных» земель, усиление, феодальной эксплуатации, расширение владельческих прав феодалов над крестьянами, усиление привилегированного положения служилых людей, резкое возрастание налоговых тягот в годы Ливонской войны, хозяйственное разорение. К концу столетия барщина по распространенности в центре страны вышла на первое место. Взаимосвязь барщины с остальными факторами закрепощения явилась объективной основой, которая позволила феодалам «накинуть на зависимое население крепостнические путы».

Усиление внеэкономического принуждения и развитие рентных обязательств привели к сокращению прав крестьянства и подчинению феодалу. Уже в середине XV в. для крестьян отдельных монастырских вотчин вводилось ограничение права выхода неделей до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября по старому стилю). Срок выхода был подтвержден общерусским Судебником 1497 г. По Судебнику 1550 г., закрепившему и ужесточившему эти порядки, беспошлинно и бессрочно можно было только «продаться с пашни в полные холопы», т.е. переход в более тяжелую форму феодальной зависимости ничем не ограничивался. В 1581 г. последовало временное, а затем и бессрочное запрещение крестьянского выхода. По указу 1597 г. устанавливался пятилетний период сыска беглых крестьян («урочные лета»). Соборное уложение 1649 г. провозгласило бессрочность сыска, что позволяет говорить о закреплении крестьян за землевладельцами. В целом же процесс оформления крепостничества затянулся до начала XVIII в.

В XVIII – серединеXIX в. в частновладельческих хозяйствах, особенно в имениях помещиков Центральной России, наблюдался рост отработочной ренты. Барщина продолжала распространяться в Нечерноземной полосе, Черноземном центре и в Поволжье по мере его освоения. В первой половине XIX в. в ряде крепостнических районов она отступала под натиском денежных форм ренты. Наиболее отчетливо эта тенденция проявлялась в Нечерноземной полосе.

Страницы: 1 2

Тифлис
В 1894 году Иосиф поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Здесь были строгий порядок и почти военная дисциплина. Неудивительно, что семинарии в России воспитывали не только верных слуг режима и цер ...

Процесс цивилизации в Центральной Азии
Цивилизации существуют во взаимодействии с другими цивилизациями, культурами. Даже Океан в романе С. Лема "Солярис" испытывал необходимость оказывать воздействие на своих исследователей. Сегодня существует огромное количество определений цивилизации. Например, "Цивилизации - это особые типы культуры значительных человечес ...

Иран в период распада Багдадского халифата
Новые города возникали как ремесленные центры, обслуживающие местный рынок. Города, выросшие у подножия замков дихкан, имели характерную планировку: внутри цитадель (арк) и расположенный рядом собственно город (шахристан), вокруг ремесленные предместья (рабады). Предместья росли особенно быстро. Отдельные части города разделялись внутре ...