FullHistoria

Подробно о истории

Умелая политика

История » От позднего средневековья к Новому времени » Умелая политика

Также Иван Данилович убедил хана не посылать на Русь за данью монгольских сборщиков, а поручить это дело самим русским. Иван Калита хорошо подготовился к разговору и привёл много доказательств в подтверждение того, что люди хана обманывают и обирают его: с русских они взимают дань сверх всякой меры, но правителю Орды достаётся из того лишь малость, а то и вовсе ничего – всё попадает в жадные и ловкие руки. Стало быть, русскому народу от этого разорение, а хану – прямой убыток.

Тогда сбор и доставку дани хан поручил Ивану Даниловичу. Русской дани с тех пор и в самом деле стало поступать в Орду гораздо больше прежнего. И, хотя московский князь, часть собранного тоже утаивал, всё–таки дань, которую приходилось отдавать теперь, не шла ни в какое сравнение с грабительскими поборами ордынцев. Чем больше денег оседало в казне, тем богаче становилось Московское княжество. Иван Даниилович был желанным гостем в Орде. И, конечно, к хану в Сарай он приезжал не с пустыми руками. Щедро одаривал и влиятельных приближённых монгольского владыки.

В интересах возвышения Москвы Иван Калита использовал и церковь. Он подружился с главой русского духовенства митрополитом Петром, жившим во Владимире. Карамзин в 9 главе «История государства Российского» пишет: «Святой Петр, имев несколько раз случай быть в сем городе, полюбил его красивое местоположение и доброго Князя, оставил знаменитую столицу Андрея Боголюбского, правимую тогда уже одними Наместниками Княжескими, и переселился к Иоанну. "Если ты, - говорил он Князю в духе пророчества, как пишет Митрополит Киприан в житии Св. Петра, - если ты успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных Князей, и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде; святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов наших". Иоанн исполнил желание старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Богоматери, при великом стечении народа. В.О. Ключевский в своей работе «Курс русской истории» пишет, что после того как митрополит умер в 1326 г., в Москве. «Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве, у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической.»11

Срединное положение Москвы было важно и для церковного правления. Митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимостью находиться в центральном пункте между областями севера и юга Руси. В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига резко возросло значение русской православной церкви, так как в этих сложных условиях церковь была единственной феодальной организацией, которая воедино скрепляла разрозненные русские земли путем единой веры. Вероотступничество рассматривалось как измена, поэтому в XIV-XV в.в. термин «смерд» был заменен термином «крестьянин» («христианин»), дабы подчеркнуть принадлежность людей именно к христианской православной вере, а не к какой-либо другой.

Подводя итог главы можно сказать, что основными причинами возвышения Москвы стало:

· выгодное территориальное положение Москвы на перекрестке торговых путей давало ей большие таможенные пошлины;

· относительная отдаленность Москвы от Золотой Орды и усиленный в связи с этим приток переселенцев в нее из других мест;

· благоприятный климат Московского княжества для земледелия;

· превращение Москвы в центр ремесленного производства;

· умелая политика московских князей.

· правильность престолонаследия в Москве

До середины XIII века Москва входила в состав Владимирского княжества, но в 1253 году она получила самостоятельность. Первые московские князья старались расширить свое маленькое княжество, явившись, по существу, собирателями русской земли.

Институции Гая ( II в н.э. ), кодификация Юстиниана ( 529 - 534 г н.э. )
Гай о Jus Civile и Jus Gentium. Народы, живущие по законам и в соответствии с обычаями, пользуются вместе со своим собственным правом, общим правом всех людей: таким образом, право, установленное народом для себя самого является собственным и называется цивильным правом, свойственным самим гражданам. А право, которое устанавливается ср ...

Завершение формирования советского государственного аппарата
За 30-е годы в основном сложилась та система государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г. - вплоть до системы должностей и ученых степеней. Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения. Выборы Верховного ...

Социально-политическая роль Церкви. Церковная юрисдикция
Если мы представим себе роль центральной публичной власти раннефеодального Древнерусского государства XI в., выросшего в результате объединения ряда доклассовых раннеполитических образований, племенных княжений, то должны будем выделить следующие важнейшие ее функции, которые тесно переплетались между собой в реальной жизни. Государстве ...