Введение
История » Церковная организация удельной Руси » Введение
Проблема взаимоотношений государства и церкви в удельной Руси представляет несомненный научный интерес для изучения прошлого нашей страны. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви.
Церковь появилась по инициативе княжеской власти сравнительно поздно и должна была приспосабливаться к тому уровню развития общества и к той системе экономики, которые она нашла здесь в указанное время.
Если мы попытаемся определить сферы деятельности средневековой церкви в стране, то сможем выявить не менее шести таких крупных сфер. Во-первых, это деятельность, связанная непосредственно с культом, — литургическая (культовая) деятельность: служба в церкви, исповедальная практика, выполнение таинств и треб. К этой же сфере можно отнести миссионерскую деятельность: обращение в христианство, в частности христианизация самого государства Руси и окрестных народов, входивших или не входивших в его состав. Пожалуй, сюда же принадлежит и монашеская деятельность в узком смысле слова.
Другой сферой деятельности церкви можно считать культурно-идеологическую.
К третьей сфере церковной деятельности мы относим ее роль в социально-экономической жизни страны как земельного собственника, участника производственных отношений феодального общества, использовавшего труд церковных крестьян и других групп трудящихся.
Четвертая, публично-правовая, сфера связана с широкой юрисдикцией церкви как составной части государственной организации.
Особой, пятой сферой деятельности церкви было внутреннее управление самой церковной организацией – от митрополита, епископов и игуменов монастырей до священников, дьяконов и рядовых, монахов.
Наконец, к последней сфере можно отнести политическую деятельность церкви как внутри страны, так и в международном плане.
Деятели церкви принимали активное участие в жизни своего города и княжества, выполняя политические поручения, которые им давали светские власти; их обязанностью были встречи князей и настолование (интронизация) при их вокняжении, участие в крестоцеловании при заключении договоров как государственном акте и т.д.
Из указанных больших сфер в настоящей работе в той или иной степени рассматриваются только те, которые связаны с отношением между церковными организациями и княжеской властью и городской администрацией: формирование и развитие церковной структуры, системы митрополии, епископий, социально-экономическая сфера: источники материального обеспечения церкви, церковная юрисдикция, выполнение церковными организациями некоторых городских контрольных функций, внутри- и внешнеполитическая позиция и деятельность церкви.
Курманжан-Датка (1811–1907)
Родилась она в семье простого кыргыза кочевника из рода Монгуш на Алае. На 18-м году жизни ее выдали замуж, за человека которого она впервые увидела в день свадьбы. Он ей не понравился и она вопреки обычаям, не пошла к мужу, а осталась в Юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек-датка освободил ее от брачного соглашения и сам женил ...
Развитие образования и просвещения
Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в это время он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство было неграмотным или малограмотным. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативнее тенденции. Результатом ...
Тюркский каганат
В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство – Тюркский каганат (с 552 г. до 744 г.) Первоначально термин «тюрк» (542г) (т.е. «сильный», «крепкий») имел скорее социальное, чем этическое значение. Тюрками называли исключительно представителей военной аристократии. В последствии это название перешло не только ...
