FullHistoria

Подробно о истории

Гипотезы и научные объяснения этнонима «кыргыз»

История » История Кыргызстана » Гипотезы и научные объяснения этнонима «кыргыз»

Ученые расчленяя этноним «кыргыз» на основные части и используя лингвистические и ономастические методики исследования выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки этого слова. Например: 1. кырк-уйс (кырк-жуз) сорок сотен – В. Радлов. 2. кырк-эр (кырк-киши) сорок человек Ахмед Тоган. 3. Кара-гыз черноволосый народ, Д. Айтмуратов. 4. кырк плюс суффикс множественного числа «ыз» К. Петров. При нализе этнонима ученые учитывали схожесть компонентов «гыз», «гуз», «гар» «ар» «аш» «ас» (Огуз, болгар, чуваш, уйгур) в названиях соседних тюркоязычных народов. Широкая распространенность этнонима «кыргыз» у средневековых кочевников, позволяет думать что оно как и название «тюрки» в древние времена означало понятие «храбрые и отважные люди». В связи с этим вполне реальным могло быть предложение, что большинство кочевых племен старались называть себя «кыргызами». Когда-то кыргызами называли всех кочевников, живущих на территории Азии., а намного позже великий русский поэт А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» называл кыргызами все народы к востоку от реки Урал. Эту традицию широко использовали и западноевропейские авторы. Таким образом этноним кыргыз, возникший как самостоятельное название рода или объединения родов, в последующем превратился в общее название многих народов Центральной.

Начиная с XVIII в. ученые высказали множество предположений о происхождении кыргызов и о их значении Тянь-Шаня. Одни уверены, что енисейские кыргызы переселились на Тянь-Шань. Други отрицают переселение и утверждают, что современные кыргызы всегда жили на Тянь-Шане, что древние усуни это и есть кыргызы. Третьи происхождение современных кыргызов считают результатом смешения переселенцев из Центральной Азии с древними местными племенами. Персидский историк XI в. Гардизи сказал, что кыргызы произошли от славян, белая кожа и красные волосы, но они монголоидны.

Существует более 10 гипотез, кот-е делят на 3 группы:

– кыргызы переселились с Енисея на Тенир-Тоо. Во второй половине 1 в. до н.э. появился этноним «кыргыз», в 9–10 в. распространился по всей Ц. Азии. позже на Тенир-Тоо окончательно сформировались как народ (16 в.)

– кыргызы сформировались от племен, издревле живущих на Тенир-Тоо и не переселялись ниоткуда.

– более распространена гипотеза: кыргыз. народ сложился в рез-те взаимодействия 2 этнич. компонентов – центр-азиатского и местно-среднеазиат-го. Существенно – признание цент.-азиат. населения основным компонентом в этногенезе кыргызов. Основу образовашегося в XIV–XVII вв кырг-го народа составляют: местные тюркоязычные племена, переселившаяся гр., состоящая из тюркоязычных, южносибирских и центральноазиатских племен, выходцы из монгольских и казахо-ногойских племен, а также енисейский компонент.

В 1994 г. на конференции в г. Бишкеке участники признали, что поледний этап форм-я кыргызов проходил на центр. Тенир-Тоо в 15–16 в. и стал завершением процесса влияния 2 осн. компонентов – древних и средневековых обьединений вост. части Тенир-Тоо и кырг. племен, переселившихся из Юж. Сибири. в конце 15 в. произошло возрождение этнополитической структуры кыргызов. В 9–14 в. произошло фомирование кырг. языка, что явилось важн. условием становлением кырг. народности.

Внутренняя и внешняя торговля
С XVII в. начался новый этап в развитии внутренней торговли . Торговые связи, размывавшие границы местных рынков, приобрели национальный, всероссийский характер. Центром формирующегося рынка стала Москва. Усиливались ее связи с Поволжьем, Сибирью, Украиной. В XVIII в. постепенно сложились два обширных района – Центральный и Центрально- ...

Рождение Севастополя
2 мая 1783 года офицеры Крымского корпуса, которым командовал генерал-поручик Суворов, с берега Ахтиарской бухты, названной так по имени деревушки Ак-Яр, на горизонте увидели эскадру. Светило яркое солнце. Ослепительно- белые парусники Азовской флотилии издали казались стаей гордых лебедей. Сохраняя дистанцию, эскадра героя Чесмы вице- ...

Житьи.
Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому. «Житьи люди – социальное новообразование XIV – XV веков.»[7] Житьи связаны с концами в отличии от купцов, которые образовывали свое «сто». Житьи не занимали постов посадника и тысяцкого. Купец, который приобретал землю, прибл ...