FullHistoria

Подробно о истории

Либеральное движение в Башкирии в 1905–1907 гг.
Страница 1

История » Национальное движение в Башкортостане (1905-1917) » Либеральное движение в Башкирии в 1905–1907 гг.

Революция 1905-1907 гг. пробудило как политической жизни и борьбе миллионных рабочих, крестьян, все народы России, угнетенные царизмом.

В обстановке подъёма революционного движения наибольших успехов достигло национально-освободительная борьба в Финляндии, которая добивалась восстановления былой ее конституции. Под угрозой происходящее тогда революции, охватившей и Финляндию, Николай II 22 ноября 1905 года подписал манифест, по которому Финляндия получила дипломатный сейм на основе всеобщего избирательного права, была восстановлена Финляндская конституция.

Усилилось национально-освободительное движение в Польше, которое добивалось автономии царства Польского в Прибалтике и на Украине, где шла борьба за сохранение и свободу национальной культуры, родной язык и областную автономию. Добилось смещения ненавистных народу представителей царской администрации и разрешения преподавания на родном языке народов Кавказа.

Возросло и обострилось национальное движение мусульманских народов: азербайджанцев, башкир, татар, казаков, узбеков и др. – усилилась национально – освободительная их борьба как ответная реакция на ущемления национальной культуры, языка, традиций, верований. В особенности на насильственную русификацию. Во введение к документальному изданию о национальном движении башкир, татар и др. народов региона (1935) справедливо отличалось: «Возникновение «мусульманского движения» обязана тому беспримерно наглому русификаторству и насилию, которое во многих местах особенно усилилось в в конце XIX века и в начале XX века[16].

Как серьезная политическая сила правило себя мусульманское движение в годы первой русской революции. Началось это движение петиционной компании Лешой 1905г. Предложение министра внутренних дел Святополк - Мирского пойти на некоторые уступки либералом, допустить участие представителей общественности в законодательной работе. Вскользнул и мусульманское общество. Их представители, добившись встречи со Святополк – Минским и с Витте, отказалось о нуждах мусульман. Решение же проблем они видели исключительно мирным путем и в рамках самодержавия. В марте – апреле 1905 г. в Асяновской, Ельдякской и московских волостях прошли сельские сходы, принявшие петицил на имя уфимского губернатора с ходатайством о разрешении создать общегубернские совещания мусульман для осуждения вопросов, касающихся их национальных и вероисповидальных нужд.

В январе 1906г. в Петербурге состоялся второй «всеобщий мусульманский съезд. Обращение видимых деятелей «Союза мусульман» Алкина, Максютова и Сыртланова к министру внутренних дел о проведении второго съезда официально не помогло, организаторы были вынуждены создать съезд тайно. Третий съезд «Союза мусульман» состоялось вновь в Нижнем Новгороде в августе 1906г. Этот съезд прошел открыто. Второй и третий мусульманские съезды утвердили программу и устав. «Союза мусульман» Последний добивался объединения всех мусульман России. Как буржуазодемократическая организация молодых наций, лишенных прав на самоопределение, «Союз мусульман» ставит главной целью своей деятельности обеспечения башкирам, татарам и другим тюркоязычным мусульманским народам равноправия с господствующей нацией. «Итшарак –аль - мусульман» мусульманская фракция Государственной думы, татарская печать должного представительства мусульманских народов думе, права занимать им административные должности в области просвещения.

Суть своей программы представителя мусульманского национализма сводили в целом следующему: чтобы в России… ускорилось конституциям, чтобы все нации в России получили полной равноправие свободу в национальных школах и литературе, могли свободно защищать и проповедовать свою решению, чтобы обещанное Маннорестом 17 октября и 19 апреля свободы были проведены жизнь.

Страницы: 1 2 3

Первая гражданская война: усиление позиций О. Кромвеля
«Долгий парламент» отверг политику короля и обязал его отказаться от многих прерогатив. Парламент настоял на взятии под стражу архиепископа Лода и приговорил к смерти графа Страффорда, одного из наиболее близких к Карлу I людей, в 1633-1639 лорда-наместника Ирландии. Палата общин приняла состоявшую из 204 пунктов «Великую ремонстрацию», ...

Ормон хан
(1791–1854) – манап потомок Исингула из рода сарыбагыш, проводил акт. политику по обьединению сев. кыргызов и созданию самост. гос-ва. Несмотря на присвоение ему Кокандским ханом чина парваначи, т.е. право собирать налоги со всех племен сев, центр КР., придерживался политики самост-го управления подвластными ему северными кыргызами. В к ...

Создание Москвы. Первое упоминание о Москве
Известно, основал город князь Юрий Долгорукий – пятый сын Владимира Мономаха. « До этого стояло на Москве – реке село Кучково, принадлежавшее богатому человеку Степану Ивановичу Кучке, ведущему свой род от древнего племени вятичей. Приглянулась князю Юрию живописное место. Уж больно красиво вокруг: лес, речка, семь холмов. И задумал кня ...