ВведениеСтраница 4
История » Национальное движение в Башкортостане (1905-1917) » Введение
В нашей историографии не обращалось должного внимания на религиозные аспекты башкирского национального движения. Работы А. Б. Юнусовой и Г. Б. Фаизова в какой-то мере восполняют этот пробел. Как А. Б. Юнусова, так и Г. Б. Фаизов отмечают стремление башкирского национального движения обособиться от общероссийского мусульманского движения, где были довольно сильны позиции татарского элемента[13].
Верность этого вывода доказывается решениям башкирских съездов 1917 г. О необходимости создания независимого от Оренбургского мусульманского духовного собрания автономного Духовного управления мусульман Башкортостана. В решениях башкирских курултаев зафиксировано положение об отделении религии от государства и оно на деле соблюдалось. В этой связи слишком категоричным, на наш взгляд, является утверждение Г. Б. Фаизова о том, что это было лишь фикцией, данью политическим требованиям революционного времени[14]. Несмотря на участие представителей мусульманского духовенства в башкирском движении (С. Мрясов, Курбангалеевы, Расулевы, Фахретдиновы и др.), исламская идеология не была доминирующей в башкирском движении, религиозный фанатизм был чужд башкирскому народу, о чём писали известные дореволюционные русские этнографы Д. П. Никольский, С. Г. Рыбаков, Н. В. Никольский и другие. В то же время нет оснований отрицать роль ислама как консолидирующего фактора башкирского национального движения и недаром религиозные вопросы занимательное значительное место в программных его документах[15].
Жизнь и деятельность верховного манапа бугу Боромбая Бекмурата уулу. (год
рожд. Неизвестен -1858)
Б.Б. – верховный манап племени бугу, был дальновидным политиком, умело лавировал между Китаем и Кокандом. Цинские правители, желая привлечь его на свою сторону, присвоили Б. высокий класс чиновничьего сословия Китайской империи. Но в тех конкретных историч-их условиях, по его убеждению, только Россия была способна оказать действенную по ...
Столкновение и размежевание церковной и светской
юрисдикции
Экономическое и политическое развитие древнерусских земель в XII XIII вв., эволюция органов власти, управления и суда приводили к столкновению церковной и светской юрисдикции, их конкуренции и перераспределению, к слиянию ведомств или к вытеснению одних ведомств другими.
Рассмотрим эту конкуренцию церковного и светского судов в двух об ...
Формирование и развитие советской правовой системы. Кодификационная работа
и появление первых советских кодексов
Советская правовая система начала формироваться с первого дня создания советского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решено называть Декретами – по примеру парижской Коммуны. Первыми правовыми актами были Декрет о мире и Декрет о земле, принятые на 2-м Съезде Советов.
10 ноября 1917 г. ВЦИК принял декрет «Об уни ...