FullHistoria

Подробно о истории

Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)

История » Права человеческого общества в историческом прошлом » Юлиан, Ульпиан, Павел, Гермогениан об обычае ( II – IV в. н.э.)

Будучи одной из самых ранних форм права, обычай остался прежним с точки зрения способа выражения и порядка обеспечения правовых норм. Это объясняется связью обычая как формы права с общественным и личным правосознанием и правовым поведением. В отличие от судебной деятельности, изданных законов и заключенных договоров, которые являются продуктами субъектов права, обычай представляет собой следствие самих общественных отношений. Исследование обычаев говорит о специфике общественной и правовой организации той или иной общности, а также выявляет общие пути развития отдельных национальных правовых систем.

Интересны замечания Римских юристов в отношении своих обычаев, как проявлений морально-этических правил поведения и их постепенным превращением в закон, изданный одним, записанный некоторыми и исполняемый всеми ставшие обычаи уже для нас:

Новицкий, известный среди современных юристов за составление удачного учебника по Римскому Частному Праву различает писанное (ius scriptum) и неписанное (ius non scriptum ) право, где писаное право – это письменные указания органов власти на определенный момент времени, а неписаное – это нормы жизни людей, подтвержденные практикой их применения. И если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаям (бытовыми). [16]

- Юлиан. Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения.

- Ульпиан. Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона) .

- Павел. Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.

- Он же. Это право (обычное право) пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму.[17]

Рассмотрим главу 22 из 5-й книги сентенций Павла ( приведена полностью ), вошедшую в Свод Законов Юстениана,

1 Лицо, которое явилось причиной мятежа, бунта или неповиновения группы людей должно быть распнуто, брошено диким зверям или выдворено на остров.

2 Раб, выкорчевывающий земельные отметки, должен быть послан на рудники. Свободные граждане лишаются трети своей собственности и высылаются на остров. Неимущие приговаривается к общественным работам.

3 Римский гражданин, кто совершит обряд обрезания себе или своему рабу по Еврейскому обычаю после конфискации собственности, должен жить на острове до самой смерти, а врач совершивший это должен быть казнен.

4 Еврей, совершивший обряд обрезания своему рабу из другого народа, должен быть выдворен или серьезно наказан. [19] в которой выделяются группы лиц в Римском обществе принадлежащие по мнению Павла к возмутителям спокойствия обычного положения вещей.

- Гермогениан. Но и, то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право. [17]

Переворот Екатерины II
Елизавета Петровна заранее позаботилась о преемнике, уже в самом начале царствования объявив им своего племянника Петра Федоровича. Однако привезенный в Россию в раннем юношеском возрасте этот внук Петра Великого так и не сумел ни полюбить, ни хорошенько узнать страну, которой ему предстояло управлять. Его импульсивный характер, любовь ...

Национальный вопрос
Национальный вопрос также выделяется многими исследователями в качестве важной внутренней причины революции. До сих пор и западные, и российские демократы называют Российскую империю колониальной тюрьмой народов. Между тем у России не было колоний в западном смысле этого слова. Она изначально состояла не только из славянских племен, но ...

Пелопонесская война
Афины и Спарта являлись двумя центрами, около которых образовались два самых крупных политических объединения Греции-Афинская держава и Пелопоннесский союз. Соперничество между ними увеличивалось с каждым днём и, наконец, во второй половине V в. вылилось в панэллинскую междоусобную войну, известную в истории под именем пелопонесской вой ...