FullHistoria

Подробно о истории

Введение
Страница 1

История » Ушкуйники – как особый элемент новгородской жизни » Введение

Под славным великим Новым-городом,

По славному озеру по Ильменю

Плавает-поплавает сер селезень,

Как бы ярой гоголь поныривает, —

А плавает-поплавает червлен корабль

Молода Василья со его дружиною хороброю,

Тридцать удалых молодцев…

Былины Новгородского цикла.

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ МОЛИТЬСЯ ЕЗДИЛ

Удалые молодцы вольного Новгорода отправлялись в походы под властью бояр, спускались по рекам да грабили города окрестные. Период рассвета ушкуйников приходиться на конец 13 века, начало 14 века. В это время совершается больше всего походов ушкуйников, все походы сведены в таблицу ниже. Этот период, как и само явление ушкуйничества, изучено довольно мало, остается до сих пор много вопросов и споров. Сам период, 14 век, изучен довольно мало, так как находок намного меньше, чем допустим с 12-13 века, и с 15 века. Однако, явление ушкуйничества упоминается в летописях. Летописцы пишут о самых многозначительных походов Ушкуйников, таких как – на Кострому, Нижний Новгород, Сарай.

Тема ушкуйников мне интересна тем, что она относиться непосредственно к Перми. В 14 веке ушкуйники пошли в пермские края за камским серебром. По одной из версий, так как период изучен мало, мы точно не можем утверждать, ушкуйники образовали свое поселение в тех краях. Есть еще один интересный момент, в Перми издревле почитали медведей. Ушкуй – судно на котором плавали ушкуйники, так же ушкуй – это северный (белый) медведь. Есть предположение, что на носу судна была голова белого медведя, и поэтому судно и назвали ушкуем. Самое интересное то, что нынешний герб Перми – белый медведь, мог иметь вполне обоснованные исторические корни.

Чтобы понять лучше время ушкуйников нам следует познакомиться с временем, на которое пришелся их рассвет. Для этого следует хотя бы иметь представление о костюме, быте того времени. И уж кончено о вооружении, доспехах и оружии, которое применялось в то время. Чтобы лучше понять историю ушкуйничиства следует погрузиться в атмосферу 14 века. Поэтому в реферате я большую часть посвящаю описанию оружия и доспеха, быта и костюма, а так же политического строя того времени.

Немного общего об ушкуйниках:

Термин «ушкуйники» на страницах летописей встречается весьма редко. В первой Новгородской летописи его вовсе нет, так же «ушкуйники» не встречаются и в Псковских летописях. Поэтому можно судить, что название «ушкуйники» вовсе не Новгородского происхождения. Чаще всего термин встречается в Московских летописях и ростовского происхождения, особенно в Рогожском летописи и Симеоновской летописи. И лишь в четвертой Новгородской летописи говорится об Ушкуйниках. «Ушкуйники» происходит от слова «ушкуй» (ускуй, скуй, вушкул), которым обозначался особый род судна, отличный от обычных речных ладей. Ушкуй встречается значительно чаще, но так же имеет весьма ограниченное распространение. Чем же отличался ушкуй? Ушкуй – это большое гребное речное судно, пригодно для плавания по большим рекам. Ушкуй чередовался в летописях с словом «насад». А. И. Никитский писал: «Многоразличны названия, которыми характеризовались в древности эти суда: лодь, лодья, лойва, насад, ушкуй, последнее из этих судов, ушкуй, равнозначное, как кажется, с насадом… было у охочих людей самым любимым». Но все же между ушкуем и насадом были некоторые различия. Некоторые летописные содержат упоминание об одновременном участии в походе и ушкуев, и насадов. Так, в сообщении о походе 1391 г. На Жукотин читаем: «Новгородци и устюжане и прочий съвокуиившеся выидоша в насадех и в ушкеех рекою Вяткою на низ». Так же о ушкуях и насадах упоминается и в 1392 г., в рассказе о взятии Устюга.

Предположительно различия между ушкуями и насадами все-таки были.

Ушкуи были легче, поэтому они были удобны для дальних походов, и их можно было перетащить из одной речной системы в другую. Соответственно насады были крупнее и тяжелее, но были более удобны для плавания по большим половодным рекам. Об этом можно судить из сообщения о походе Анафала с Вятки на Каму, где не было переволока, в летописи говориться только о насадах. Этим же, вероятно, надо объяснить, что в рассказе о походе Прокопа в 1375 г. (в некоторых летописях) сначала говориться об ушкуях, которые позднее заменяются насадами: «Сами поидоши в насадах по Волге на Низ к Сараю». Можно полагать, что дружина Прокопа заменила ушкуи насадами для похода вниз по Волге. Эти соображения позволяют видеть в ушкуе особый отличительный от насада тип судов. Внешний облик и устройство ушкуев неясны (иллюстрации к Лицевому летописцу при их схематизме не позволяют точно описать ушкуй.) Размеры ушкуев определяются на основе сведений из летописей: о соотношении числа ушкуев и ушкуйников. В ушкуй вмещалось до 20-30 человек. У Прокопа в 70 ушкуях было «мало с полторы тысячи», а по некоторым сообщениям даже 2000 тысячи человек. А. И. Никитский ограничивается вместимостью ушкуя до 12 человек.

Страницы: 1 2

Япония во второй половине ХХ века. Япония в первый период оккупации
Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. ...

Египет под властью персов
Около 503 года до н. э. престол Персии занял Камбиз. Он стремился подчинить Египет своей власти. Прежде всего, Камбиз лишил фараона всех его союзников. На его сторону одним из первых перешел Кипр. Греческие наемники также предали Амасиса и бежали к Камбизу. Для последнего это означало перевес на море. Кроме того, в Египте также вызывала ...

Религиозность как основополагающая черта русского менталитета
Наиболее яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами – религиозность. Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, что человечество в целом и каждый человек в отдельности стремится к Богу. Христианство византийского образца пусть не сразу, но плотно легло на языческую основу славянской религиозн ...