FullHistoria

Подробно о истории

Петр 1  и  духовенство
Страница 4

История » Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа » Петр 1  и  духовенство

Главным актом петровского законодательства относительно церкви стал Духовный регламент, заключивший в себе важнейшие реформы и целый ряд конкретных мер, из которых самое важное место занимала замена единоличной патриаршей власти на коллегиальное управление. Авторы документа не только лишили русскую православную церковь самостоятельности, но и стремились, как можно больше принизить ее роль, добились исключения возможности мятежей, смут и т.п. Церковь стала «поданной» государства. Более того, указ 1722 г. обязал каждого священнослужителя быть доносчиком, неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедующегося «к измене или бунту на государя». Исследователи отмечают, что многие священнослужители усердно занимались шпионской деятельностью. Эпоксидные шпаклевки купить эпоксидную шпатлевку Polimer Marine.

Государство принимало на себя обязательства опекать церковь, а также заниматься религиозным и духовным благополучием народа. На духовенство было возложено от государства множество всяких поручений, оно было фактически превращено Петром в служивый класс. За церковью не признавали права инициативы даже в своих, исключительно духовных делах. Святейший Синод, учрежденный в 1721 г. являлся для Петра наилучшим установлением для всестороннего заведования церковью. Синод прилагал значительные усилия с целью переубедить старообрядцев отказаться от своей приверженности православным традициям. Однако ничто не могло заставить их свернуть с избранных идейных путей.

Отмена патриаршества, просуществовавшего 111 лет, не соответствовало мировой практике развития многих государств. Сборщики налогов с церкви нередко рассматривали деятельность духовенства через призму криминала.

С церковной реформой государя-императора связаны основные нападки на него со стороны славянофилов. Петра обвинили в развязывании антиправославной компании. Спор славянофилов и западников не прекращается до сих пор.

Петра 1 критикуют, например, за указ от 22 февраля 1722 года, который разрушил древний обычай «подымать иконы на дом». Этим же указом были запрещены сборы на церковь храмоздательство. Указ категорически предписывал: «Смотреть, чтобы с образами по Москве, по городам и уездам для собирания на церковь или на церковное строение отнюдь не ходить, и кто будет ходить, так брать».

23 февраля открывается гонение на колокола. Указ наистрожайше предписывает: «Во всех всероссийского государства монастырях колоколов не делать», разбитые «без повелительного указа из Синода не переделывать», и наконец, запрещались сбора на колокола.

Указ 28 марта объявляет войну часовням. «Обычай устраивать часовни, - говорит указ, -начался и утвердился от невежд» – что «пред святыми иконами, вне церкви стоящими на внешних церковных стенах и на городских вратах, возжигаются и днем и ночью свищи без всякого многословия, а некоторые невежды, оставив им и посвященные молитвенные храмы, призывают пред них, внешние иконы, невежд священников, и молитствуют на распутиях и торжищах, где всегда многолюдное бывает собрание, и явно чинят православным церквам презрение, а инословным дают причину укорительного на благочиние порицание».[24]

Этот указ возбудил в Москве в те времена сильное волнение во всех слоях православного общества, он поразил всех от простого смерда до родовитого вельможи. Но Петр с этим не считался. Чтобы не прослыть перед Европой отсталым государем, по мнению Петра, необходимо приносить в жертву обычаи, которым пора уйти в прошлое. Что и делалось, но только насильственным порядком.

Мероприятиями Петра в области церковного устройства и управления, считают славянофилы, были поколеблены религиозно-нравственные устои русской жизни. Русская жизнь до Петра покоилась на религиозно-бытовом основании. Основой жизни было православие и быт; вера и быт были слиты в целостную систему «бытового исповедания».

Эпоха Петра положила резкую грань для старого.

Прошлое остается позади и как бы зачеркивается.

«Церковь Российская, - говорит Карамзин, - искони имела главу сперва в митрополите, наконец, в патриархе. «Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного. Но заметим, что наше духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни княжеской, ни царской».[25]

Распалась богоизбранная «двоица» – царь и патриарх.

Историк церкви А,Добросклонский пишет: «Этому научили Петра протестанты; так, говорят, в Голландии Вильгельм Оранский советовал ему самому сделаться «главой религии», чтобы быть полным господином в своем государстве»[26]

Трудно возразить славянофилам в том, что через отделение церкви от государства самодержавная власть царя делается морально одинокой. «Унижая церковь в глазах народа, Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево самодержавия».[27]

Страницы: 1 2 3 4 5

Генеральное межевание.
В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми ...

1941 Стратегическая оборона.
Немецкая авиация еще затемно 22.06.1941г. пересекла границу и уничтожила около 1200 советских самолетов, большинство из них сгорело на земле, не успев взлететь. Попытки нанести удары по базам Балтийского и Черноморского флотов были сорваны частями ПВО. За несколько дней немцем удалось прорваться далеко вглубь страны по 3-м направлениям ...

Результаты Русско-турецких войн XVIII века. Семилетняя война.
В русско-турецкой войне (1710-1715) Россия потерпела неудачу. По Прутскому мирному договору с Турцией Россия возвращала Азов и обязалась срыть ряд своих крепостей. Однако политика в Закавказье была удачной: Персидский поход русских войск завершился освобождением Дагестана и Азербайджана от владычества Персии и присоединением их к России ...